МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38
ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____/Писек Т.И/
Протокол № 4 от
«27» августа 2024г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
______/Евсеева Е.В./
«28» августа 2024г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Безопасный мир. Медиаграмотность»
для учащихся 5-9 класса (11-15 лет)
2024 - 2025 учебный год
«Утверждаю»
Директор школы
_______/Ермакова Т.В./
Приказ № 70
«28» августа 2024г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Основы медиаграмотности:
первый уровень» разработана в соответствии с требованиями следующих
нормативно-правовых актов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
ФГОС ООО;
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. (в
редакции от 31.12.2017) № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.
(в редакции от 01.05.2019) № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Концепция информационной безопасности детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 N 2471-р).
Современные школьники развиваются в медиасреде с огромными
потоками информации. Важным фактором социализации школьники
становится сеть Интернет, с которой они знакомятся и взаимодействуют,
зачастую, без контроля взрослых. Стремительное развитие информационных
и коммуникационных ресурсов, возрастающая доступность медиасредств (в
первую очередь, смартфонов и планшетных компьютеров) открывают
практически безграничные возможности для доступа к информации самого
разного уровня, в том числе и к запрещенному контенту. Доверие к любой
информации, получаемой в цифровом пространстве, приводит к
нежелательным последствиям: вовлечение школьников в противоправные
сообщества и действия, угрозы их психологическому и физическому
здоровью.
Ключевые вопросы медиаграмотности современных школьников - это
безопасность работы в сети Интернет, умение критически воспринимать
цифровой медиаконтент. Обучение медиаграмотности состоит из ряда
компонентов: владение навыками работы с современными устройствами;
умение работать с информацией; умение создавать и интерпретировать
медиатекст; умение осознанно выбирать медиаконтент, критически его
осмысливать, интерпретировать. Предметом изучения в курсе «Безопасный
мир. Медиаграмотность» является работа с информацией, ее критический
анализ и оценка достоверности, а также знакомство с основными
опасностями сети Интернет и способами защиты от них. В ходе освоения
курса в интерактивной форме, с учетом возрастных особенностей школьники
изучают окружающую медиасреду, ее возможности, потенциальные
опасности и угрозы, учатся самостоятельно и безопасно взаимодействовать с
цифровой средой.
Обучение медиаграмотности состоит из множества компонентов. Это
умение работать с различной информацией, создание и интерпретация
текстов, навыки работы с современными цифровыми устройствами,
способность осознанно выбирать тот или иной медиаконтент, критически его
осмысливать, интерпретировать и использовать для дальнейшего создания
контента в социальных сетях.
Курс строится на основе единства учебной и воспитательной
деятельности,
которое
направлено
на
достижение
личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Цель и задачи учебного курса
Цель: формирование медиаграмотности школьников и развития у них
необходимых цифровых компетенций для безопасного пользования
средствами коммуникации.
Задачи:
формировать
представления
о
медиасреде
и
медиаграмотности;
развивать умение работать с информацией, критически относится
к информации, распространяемой в медиасреде, отличать достоверные
сведения от недостоверных;
формировать навыки безопасного цифрового поведения:
распознавать цифровые угрозы и противостоять им, защищать персональные
данные;
формировать понимание основных прав и обязанностей в онлайнвзаимодействиях;
развивать умение руководствоваться в собственных действиях
моральными нормами и ценностями;
формировать неприятие агрессии и экстремизма;
развивать умения работать в группе;
развивать критическое мышления и творческие способности,
навыки практической деятельности в сети Интернет.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане
школы и рабочей программе воспитания
Учебный курс «Безопасный мир. Медиаграмотность» реализуется в
рамках внеурочной деятельности. Курс реализуется в 5-9 классах. 1 час в
неделю
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Безопасный мир.
Медиаграмотность»
Курс внеурочной деятельности «Безопасный мир. Медиаграмотность»
разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Он направлен на
формирование и развитие медиаграмотности школьников 5-9 классов.
Содержание курса разделено на пять модулей.
5 класс
Модуль 1. Медиамир, окружающий нас: знакомимся с ним.
Информация. Свойства, виды и функции информации. Медиамир, его
составляющие.
Изучение медиамира. Средства коммуникации. Критическое мышление
в познании медиамира. Игра как средство в познании медиамира.
Интернет как часть медиасреды современного человека. Значение
интернета. Основные правила безопасности в интернете.
Реальность и виртуальность: сходство и различие. Человек в реальном
и виртуальном мире.
6 класс
Модуль 2. Медиамир, окружающий нас: взаимодействуем с ним.
Публикация информации в интернете. Соцсети и менеджеры. Сетевой
этикет.
Интернет-угрозы: фейковая информация, мошенничество, агрессия,
опасный контент.
Распознавание угроз в сети Интернет и защита от них. Основные
правила медиабезопасности.
7 класс
Модуль 3. Медиа и человек как потребитель и производитель
информации
Медиа как источник информации. Функции медиа. Виды медиа.
Медиасреда современного человека. Цифровая зависимость.
Интернет-отношения, права и обязанности пользователей цифрового
пространства: соблюдение законов и правил в онлайн-взаимодействии,
защита персональных данных, авторское право в интернете.
Контент, виды контента. Создание собственного безопасного контента.
8 класс
Модуль 4. Безопасность в виртуальном мире
Персональные данные. Способы защиты персональных данных.
Создание и защита аккаунта в соцсетях.
Особенности современных соцсетей. Общение в соцсетях и
мессенджерах Сетевой этикет.
Защита от угроз в социальных сетях. Агрессия в киберпространстве.
способы защиты от агрессии.
Недостоверная информация в сети. Распознавание фейковой
информации на основе критического анализа.
9 класс
Модуль 5. Информационные угрозы. Как противостоять?
Информационные
угрозы:
противоправный
контент.
Виды
противоправного контента в цифровом пространстве (экстремистский,
террористический, наркотический, суицидальный). Что делать, если
столкнулся с противоправным контентом или вербовщиком?
Мошенничество в сети Интернет. Защита от различных видов
цифрового мошенничества. Создание надежного пароля.
Ложная информация в сети Интернет, опасность фейков. Признаки
фейка. Использование критического мышления для проверки подлинности
информации.
Медиаграмотность в цифровом мире.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
проявлять самостоятельность в медиасреде;
руководствоваться моральными нормами и ценностями в своем
поведении в цифровой среде;
проявлять культуру поведения в интернет-пространстве;
использовать возможности сети Интернет для самообразования и
саморазвития;
соблюдать правила безопасности в цифровом пространстве,
оценивать риски и последствия собственных действий в сети Интернет.
Метапредметные
использовать способы работы с информацией: поиск, анализ,
передача и интерпретация информации в соответствии с поставленными
задачами;
создавать цифровые тексты и информационные сообщения
других видов в соответствии с задачей;
планировать, организовывать и анализировать собственную
деятельность;
взаимодействовать с педагогами и сверстниками, учитывать
разные мнения, аргументировать собственную позицию;
работать в группе, выполнять свою часть общей деятельности,
анализировать полученные результаты.
Предметные
объяснять, что такое медиасреда, описывать ее составляющие;
критически оценивать информацию, полученную из медиасреды,
отличать достоверную информацию от недостоверной;
использовать познавательные и развивающие возможности сети
Интернет;
характеризовать правила безопасного поведения в цифровой
среде;
защищать персональные данные;
распознавать
цифровые
угрозы:
агрессию,
фейки,
мошенничество,
противоправный контент, защищаться от них;
оценивать безопасность контента в сети Интернет;
-
создавать собственный контент, презентовать его аудитории.
Виды деятельности
Занятия курса «Медиаграмотность: первый уровень» организуются в
соответствии с системно-деятельностным подходом, который предполагает
интерактивное взаимодействие между учителем и учениками. Обучение
медиаграмотности основано на социальных явлениях, интересующих
младших подростков. На занятиях курса используется активное вовлечение
школьников в диалог, используются задания, требующие творческого
подхода, развивающие критическое мышление, творческие способности.
Важно, чтобы школьники находили решение учебных задач самостоятельно.
Используются игровые формы заданий, соответствующих возрасту,
мотивирующие учеников к познавательной активности.
На занятиях курса используются разные формы работы учеников:
групповая (в малых группах), индивидуальная, фронтальная (одновременное
выполнение общих заданий всеми учащимися класса для достижения ими
общей познавательной задачи). Предпочтительна работа в малых группах,
способствующая развивать коммуникативные и регулятивные компетенции
школьников.
Для
достижения
планируемых
результатов
используются
разнообразные методические приемы с учетом особенностей класса: работа с
текстом, схемами, видео и другими видами информации, дискуссии, решение
познавательных и проблемных задач, создание мини-проектов (составление
памяток, правил и др.). Занятия основываются на социальных явлениях,
которые интересны ученикам данного возраста.
Рекомендуется теоретические сведения подкреплять реальными
примерами, широко использовать иллюстрации, материалы электронных
ресурсов, школьное цифровое оборудование. Рекомендуется предлагать
задания, для выполнения которых ученики могли бы использовать
собственные гаджеты в познавательных целях.
В ходе курсов на занятиях организуется создание мини-проектов по
использованию медиа для отражений той или иной темы, по созданию
контента на конкретную тему, презентация созданных продуктов
одноклассникам.
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка достижения результатов на каждом занятии курса проводится
по результатам выполнения практико-ориентированных заданий.
Оценка достижения планируемых результатов по итогам освоения
тематических модулей Программы проводится с помощью выполнения
творческих заданий по теме занятий модуля, выполнения итогового
тестирования.
Безопасный мир
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№/№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Тема занятия
Мое общение с этим миром.
Язык жестов
Что такое информация, и из чего состоит медиамир?
Информация-основа нашего общения
Как можно изучать медиамир
Что помогает нам изучать мир
Способы массовой коммуникации
Печатные и электронные СМИ
Игры как повседневность.
Я и Интернет. Чем Интернет полезен для меня?
Я и Интернет. Чем Интернет полезен для меня?
Я в Интернете.
Я в Интернете.
Я реальный и я виртуальный
Я реальный и я виртуальный
Информация в интернете: что и как публикуем, а что
лучше не публиковать.
Информация в интернете: что и как публикуем, а что
лучше не публиковать.
Что такое информационная культура
Этика коммуникаций. Сетевой этикет.
Интернет безопасности сетевого общения. Практика
Мои персональные данные: личное и публичное.
Опасности, подстерегающие нас в интернете: фейки,
Опасности, подстерегающие нас в интернете:
мошенничество, агрессия.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Как реагируем на опасности?
К кому обращаемся за помощью?
Как защитить себя?
Выстраиваем технический щит
Критическое мышление
Развиваем коммуникативные навыки
30.
31.
32.
33.
34.
Жанры медиа сферы : видео, фото, текст
Связывание текста и изображения
Оформление постов в социальных сетях
Медиапроект
Медиапроект
Дата
04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.05
07.05
14.05
21.05
Безопасный мир
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№/№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Тема занятия
Дата
Общение в Интернете
04.09
Я и Интернет. Чем Интернет полезен для меня?
11.09
Я реальный и я виртуальный
18.09
Культура общения в медиасреде
25.09
Социальные сети
02.10
Авторское право в социальных сетях
09.10
Информация в интернете: что и как публикуем, а что
16.10
лучше не публиковать.
Информация в интернете: что и как публикуем, а что
23.10
лучше не публиковать.
Что такое информационная культура
06.11
Этика коммуникаций. Сетевой этикет.
13.11
Интернет безопасности сетевого общения. Практика
20.11
Мои персональные данные: личное и публичное.
27.11
Опасности, подстерегающие нас в интернете: фейки,
04.12
Опасности, подстерегающие нас в интернете:
11.12
мошенничество, агрессия.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Как реагируем на опасности?
К кому обращаемся за помощью?
Как защитить себя?
Выстраиваем технический щит
Критическое мышление
Развиваем коммуникативные навыки
Настройки конфиденциальности в социальных сетях
22.
Публикация информации в социальных сетях
19.02
23.
Кибербуллинг
26.02
24.
Публичные аккаунты
05.03
25.
Фишинг
12.03
26.
27.
28.
Контент в социальных медиа
Подготовка дизайн-макета
Видеоконтент
29.
30.
31.
Способы применения аудиоконтента
Интерактивность в социальных медиа
Интерактивность в социальных медиа
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.05
32.
33.
34.
Медиапроект
Медиапроект
Медиапроект
07.05
14.05
21.05
Безопасный мир
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№/№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Тема занятия
Дата
Что такое медиа и медиаграмотность?
04.09
Основные законы России в области компьютерного права
11.09
и защиты детей
Медиа как источник информации
18.09
Виды медиа от СМИ до видеоигр и стримов
25.09
Роль средств массовой информации в современном мире
02.10
Вербальная и невербальная информация
09.10
Социальные медиа и коммуникаторы
16.10
Какой не должна быть страничка в социальных сетях
23.10
Кибермоббинг
06.11
Профилактика «Интернет-зависимости»
13.11
Информационные угрозы в Интернете и защита от них
20.11
Информационные угрозы в Интернете и защита от них
27.11
Как отличить фейки от оригинала
04.12
Правила поведения в Интернете
11.12
Новостная грамотность. Оценка достоверности.
18.12
Общение в социальных сетях и мессенджерах
25.12
Опасность виртуальных знакомств
15.01
Троллинг и антитроллинг. Типология троллей и что с
22.01
ними делать.
Общение в блогах, решение конфликтов, границы
29.01
открытости.
Стрессоустойчивость при работе в сети, как не
05.02
переоценить роль медиа сферы в своей жизни.
Организация правильного поиска необходимой
12.02
информации в сети Интернет и СМИ
Организация
правильного
поиска
информации в сети Интернет и СМИ
Почтовые сервисы.
необходимой
Меры безопасности при работе с электронной почтой
Электронные финансы
Облачные хранилища
Создаем интересный и безопасный контент
Текстовый
контент:
рассказывание
историй
св
социальных сетях
Мультимидийная
публикация.
Инструменты
мультимидийной журналистики.
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
30.
31.
32.
33.
34.
Сервисы для создания мультимидийных элементов
Социальная сеть «ВКонтакте» как медийный ресурс
Медиапроект
Медиапроект
Медиапроект
23.04
30.05
07.05
14.05
21.05
Безопасный мир
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№/№
1.
2.
3.
4.
5.
7.
8.
Тема занятия
Дата
Как защитить персональные данные
03.09
Мой аккаунт – моя крепость
10.09
Общение в социальных сетях и мессенджерах
17.09
С кем безопасно общаться в интернете
24.09
Пароли для аккаунтов социальных сетей. Безопасный вход 01.10
в аккаунты
Работа на чужом компьютере с точки зрения безопасности 08.10
личного аккаунта
Настройки конфиденциальности в социальных сетях
15.10
Настройка приватности в социальных сетях
22.10
9.
10.
Персональные данные в социальных сетях
Публикация информации в социальных сетях
06.11
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Кибербуллинг
Публичные аккаунты
Фишинг
Какой не должна быть страничка в социальных сетях
Агрессия в социальных сетях и способы защиты
Информационные угрозы в Интернете и защита от них
Информационные угрозы в Интернете и защита от них
Как отличить фейки от оригинала
Правила поведения в Интернете
Всегда ли можно доверять информации в Интернете
Новостная грамотность. Оценка достоверности.
Родительский контроль. Настройка параметров
Черный и белый список
24.
25.
26.
27.
28.
Магазин на диване.
Безопасность платежей
Облачные хранилища
Создаем интересный и безопасный контент
Текстовый контент: рассказывание историй в социальных
сетях
Мультимидийная
публикация.
Инструменты
мультимидийной журналистики.
Сервисы для создания мультимидийных элементов
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
6.
29.
30.
13.11
09.04
16.04
23.04
31.
32.
33.
34.
Социальная сеть «ВКонтакте» как медийный ресурс
Медиапроект
Медиапроект
Медиапроект
30.04
07.05
14.05
21.05
Безопасный мир
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№/№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Тема занятия
Дата
Коммуникации человека от жеста к письменности
03.09
История развития медиа
10.09
От телевизора к Интернету
17.09
Медиамир и медиаграмотность
24.09
Основные законы России в области компьютерного права 01.10
и защиты детей
Противоправный контент в сети Интернет
08.10
Сохранение физического и психического здоровья в 15.10
современной информационной среде
Искажение признаков информации и его последствия
22.10
Негативное воздействие сети Интернет на психическое
06.11
здоровье
Как не стать жертвой интернет-мошенника
Как критическое мышление позволяет бороться с
фейками
Реклама и медиа
Функции рекламы
Кибербезопасность
Как обезопасить себя от цифровых преступников
Кто производить фото и видеофейки
Рассылки в мессенджерах
Социальная инженерия: распознать и избежать
Резервное копирование данных
Беспроводная технология связи
Медиаграмотность в цифровом мире
Медиаграмотность в цифровом мире
Почтовые сервисы.
Меры безопасности при работе с электронной почтой
Электронные финансы
Облачные хранилища
Создаем интересный и безопасный контент
Текстовый контент: рассказывание историй в социальных
сетях
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Мультимидийная
публикация.
Инструменты
мультимидийной журналистики.
Сервисы для создания мультимидийных элементов
Социальная сеть «ВКонтакте» как медийный ресурс
Медиапроект
Медиапроект
Медиапроект
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05