МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38
ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____/Писек Т.И/
Протокол № 4 от
«27» августа 2024г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
______/Евсеева Е.В./
«28» августа 2024г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Познавательная биология»
для учащихся 9 класса (14-15 лет)
2024 - 2025 учебный год
«Утверждаю»
Директор школы
_______/Ермакова Т.В./
Приказ № 70
«28» августа 2024г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана:
в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г. № 1897);
на основе основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ ООШ № 38 города Новошахтинска ;
учебного плана МБОУ ООШ № 38 г. Новошахтинска на 2024-2025
учебный год;
положения ОУ «О рабочих программах»
Цель программы:
создание условий для познания многообразия экологических связей и
отношений с окружающим миром, от которых зависят здоровье,
благополучие и сама жизнь.
Задачи:
Развитие познавательного интереса к окружающей природе.
Выяснение роли экологии в жизни человека.
Знакомство учащихся с видами ресурсов планеты, принципами их
рационального использования, вопросами проектирования безопасного
поведения в различных социоприродных условиях, основами
экологической эстетики, этики и психологии
Понимание особенностей взаимосвязи живых организмов в
экосистемах и роли человека в изменении биологического
разнообразия Земли.
Приобретение навыков выполнения наиболее простых и более
сложных проектов.
Формирование у учащихся навыков экологически грамотного
поведения в природе, развитие чувства любви к Родине и бережного
отношения к её природным ресурсам.
Расширение мировоззрения учащихся.
Развитие познавательной активности и творческих способностей
учащихся в процессе экологического проектирования
Формирование у детей наблюдательности, логического мышления,
умений сравнивать и анализировать, проводить исследования и делать
выводы на основании полученных результатов.
Приобретение навыков коммуникативного общения, здорового образа
жизни
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой
экологических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента
научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного
поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе
и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные
результаты
курса
«Познавательная биология»
основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие
средствами экологических знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или
изученных
закономерностей;
- выбор условий проведения наблюдения или опыта;
- оценка состояния организма при воздействии на него различных
факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении
практических работ.
- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе
на электронных носителях, в сети Internet);
- использование дополнительных источников информацииприрешении
учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ;
выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление
плана; заполнение предложенных таблиц);
подготовка
кратких
сообщений
с
использованием
естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе
компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе
сотрудничества;
- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества;
самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (вида,
экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ
живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты
окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья
человека от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе
определения их принадлежности к определенной систематической
группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на
основе
сопоставления
особенностей
их
строения
и
функционирования;
объяснять
механизмы
наследственности
и
изменчивости,
возникновения приспособленности, процесс видообразования;
различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные
биологические
объекты
или
их
изображения,
выявляя
отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и
функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические
эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними в
агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернетресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде
письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях
нерационального природопользования, и пути решения этих
проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и
окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье
человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научнопопулярной литературе, специализированных биологических
словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и
здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во
всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о
современных проблемах в области биологии и охраны окружающей
среды на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с теоретическими и практическими проблемами в
области
молекулярной
биологии,
генетики,
экологии,
биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно
деятельность группы.
оценивать
собственный
вклад
в
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и
демографических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и
устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
применять знания экологических правил при анализе различных видов
хозяйственной деятельности;
Учащиеся должны знать:
структуру, предмет, методы и задачи экологии;
виды экологических факторов, закономерности их действия на живые
организмы;
морфофизиологические и поведенческие адаптации живых организмов
к неблагоприятным факторам окружающей среды;
виды взаимоотношений между живыми организмами, причины их
приспособленности к различным условиям обитания;
причины и особенности периодических изменений в живой и неживой
природе;
сущность понятий: вид, популяция, биоценоз, экосистема, биосфера;
экологическую характеристику популяций, причины изменения
численности популяций;
редкие и исчезающие виды Саратовской области;
структуру, характеристики и принципы организации экосистем;
основные виды экосистем родного края;
механизмы саморегуляции экосистем;
результаты антропогенного воздействия на окружающую среду;
особенности агро и урбоценозов
состав, свойства и границы биосферы;
зональное распределение и основные функции живого вещества;
понятие о ноосфере;
круговорот веществ и превращение энергии в биосфере;
антропогенное воздействие как комплексный фактор, оказывающий
глобальное влияние на биосферу;
основные источники загрязнения окружающей среды и его последствия;
взаимосвязь глобальных, региональных и локальных экологических
проблем;
нормы и правила поведения в природе.
Содержание учебного предмета
Организация внеурочной деятельности учащихся строится на основе
системно-деятельностного подхода, который предполагает:
ориентацию на достижение цели и основного результата образования –
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира;
опору на современные образовательные технологии деятельностного
типа:
проблемно-диалогическую технологию,
технологию мини-исследования,
технологию организации проектной деятельности,
технологию оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
классные и внеклассные и тд.
Комбинированный урок, урок – игра , урок – беседа, урок –
путешествие, урок - практические занятия, урок с демонстрацией
объектов или изображений, самостоятельная работа, урок математический тренажёр.
Технологии обучения:
технология развивающего обучения;
технология проблемного обучения;
игровая технология;
здоровьесберегающие технологии;
проектная технология;
технология разноуровнего обучения;
технология опорных конспектов;
информационные технологии.
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности
обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос,
диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков,
умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, самостоятельно планировать свою
деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых
познавательных и практических задач; способствует практической
реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его
индивидуальные интересы.
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
Формами подведения итогов в ходе освоения программы курса внеурочной
деятельности являются викторины, игры-соревнования, конкурсы работ,
защита творческих проектов.
Содержание
Организм и среда. Общие законы зависимости организмов от факторов
среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Среды жизни.
Пути воздействия организмов на среду. Приспособительные формы
организмов. Приспособительные ритмы жизни.
Сообщества и популяции. Биотические связи в природе. Законы пищевых и
конкурентных отношений. Популяции. Демографическая структура,
численность и плотность популяции. Биоценоз и его устойчивость.
Экосистемы. Виртуальная экскурсия. «Законы организации экосистем».
Законы биологической продуктивности. Продуктивность агроценоза.
Саморазвитие экосистем. Биологическое разнообразие как основное условие
устойчивости популяции, биоценозов, экосистем. Биосфера – глобальная
экосистема
Человечество в биосфере.
Глобальные проблемы взаимодействия
человечества с природой. Основные физиологические потребности
человечества и их влияния на биосферу. Потребность человечества в
размножении. Демографическая проблема. Значение информации для
развития человечества. Экологическое и технологическое воздействие на
биосферу. Влияние человечества на эволюцию биосферы. История
экологических кризисов. Современный масштаб деятельности человечества.
Человечество в социосфере Внутреннее разнообразие и устойчивость
человеческого общества. Зарождение новых взаимоотношений в
человечестве. Биоэтика. Социальные факторы: их влияние на биосферу.
Договор как фактор развития человечества. Концепция устойчивого
развития.
Человечество в ноосфере Разум и развитие взаимоотношений человека с
окружающим миром. Развитие представлений человека о мире. Картины
мира. Научно- технический прогресс. Культура отношения человечества к
природе.
Количество учебных часов.
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении
учебного года, то есть 34 часа в год.
Срок реализации программы – 1 год
Календарно-тематическое планирование «Познавательная биология»
9 класс 1 час в неделю, 2024-2025 уч.год
№/№
Тема
Дата
1
Предмет экологии. Разделы.
03.09
2
История развития экологии как науки и значение
10.09
экологического образования в настоящее время.
3
Потенциальные возможности размножения организмов.
17.09
4
Общие законы зависимости организмов от факторов
24.09
среды
5
Приспособления организмов к среде.
01.10
6
Основные среды жизни.
08.10
7
Пути воздействия организмов на среду обитания.
15.10
8
Приспособительные формы организмов.
22.10
9
Проект «Организм и среда»
12.11
10
Выполнение проекта «Организм и среда»
19.11
11
Защита проекта «Организм и среда»
26.11
12
Типы взаимодействия организмов.
03.12
13
Законы и следствия пищевых отношений.
10.12
14
Законы конкурентных отношений в природе.
17.12
15
Популяции.
24.12
16
Демографическая структура популяций.
14.01
17
Рост численности и плотность популяций.
21.01
18
Численность популяций и ее регуляция в природе.
28.01
19
Биоценоз и его устойчивость.
04.02
20
Естественные и искусственные биоценозы
11.02
21
Сообщества и популяции.
18.02
22
Структура популяций.
25.02
23
Законы организации экосистем.
04.03
24
Законы биологической продуктивности.
11.03
25
Агроценозы и агроэкосистемы.
18.03
26
Законы организации экосистем. Законы биологической
08.04
продуктивности.
27
Саморазвитие экосистем.
15.04
28
Биологическое разнообразие как основное условие
22.04
устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.
29
Биосфера.
29.04
30
Экологические факторы и их влияние на организмы
06.05
31
Глобальные проблемы современности
13.05
32
Охрана природы и рациональное природопользование
20.05