МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования РО
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ ООШ №38 г.Новошахтинска
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Зам.директора
Директор
________________________ ________________________ ________________________
Писек Т.И.
Протокол № 4
от 27. 08. 2024 г.
Евсеева Е.В.
Ермакова Т.В.
Протокол №28
Приказ №70
от 28. 08. 2024 г.
от 28. 08. 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я-ТЫ-ОН-ОНА —
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
(5 класс)
г. Новошахтинск 2024
Программа
внеурочной
деятельности
по
активной
социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с
целью приобщения обучающихся к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям; развития инициативности и
самостоятельности
пятиклассников,
умения
работать
в
коллективе;
ориентирована на создание благоприятных условий для адаптации при
переходе на следующий уровень образования. Программа адресована
педагогам, классным руководителям, методистам, советникам директора по
воспитанию, руководителям образовательных организаций.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................. 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ......................................... 7
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ........................................................................ 8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................. 9
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................. 10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................................................................... 12
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................................................................................................................... 15
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации
начинает действовать Федеральная образовательная программа основного
общего образования (далее — ФОП ООО), структурным элементом которой
является федеральная рабочая программа воспитания.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются
традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и
укрепление является одной из стратегических целей системы образования, что
закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 1 и
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации2.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, ФОП ООО реализуется
посредством урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами
воспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО
разработана программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» (далее —
Программа) с целью приобщения обучающихся 5 классов к российским
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная
Программа является преемственной по отношению к программе социальной
активности для обучающихся начальных классов «Орлята России».
4
Актуальность программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов,
одним из которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под
внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
направленная на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных),
осуществляемая в формах, отличных от урочной3.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую
работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы,
деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через
цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным
проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на
удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся.
Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего
человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя
инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и
принимать другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение
психологического
благополучия
обучающихся
в
образовательном
пространстве школы, создание условий для развития ответственности за
формирование
макро
и
микрокоммуникаций,
складывающихся
в
образовательной организации, понимания обучающимися зон личного
влиянияна уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к
подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще
«психологических младшеклассников», и одновременно младших подростков.
Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он
занимал в начальных классах. У него появляется возможность к построению
обобщений
в
более
сложной
деятельности
по
усвоению
норм
взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-личностного и
стихийно-группового общения. Фактически в пятом классе происходит
переход ведущей деятельности ребенка от учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется
характер обучения по сравнению с начальной школой, поэтому особое
внимание в Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым
условиям. Происходит активное формирование ценностной сферы личности,
определяются жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои
возможности, интересы, способности, у них формируются взгляды на жизнь,
на отношения между людьми, на свое будущее. В этом возрасте
актуализируются потребности в установлении доверительных отношений,
признании и самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других
людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки,
5
внешняя регуляция активности смещается к внутренней регуляции.
Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в
самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания
отношений с товарищами и признания его реальной значимости как
полноправного члена общества5. Участие в такой деятельности обеспечивает
признание взрослых и в то же время создает возможности для построения
разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под
которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого
и ребенка, в которых активность взрослого способствует овладению
представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к
приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях
ребенок преобразовывает персональный социальный опыт на личные
установки и позиции, включается в многообразные социальные связи, является
исполнителем разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее
общество и себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает
активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с
учетом указанных выше возрастных особенностей
пятиклассников,
социальной ситуации развития детей в образовательной организации и
направлена на их активную социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель
Программы:
приобщение
обучающихся
к
российским
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с
учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических
особенностей.
Задачи Программы:
● создание условий для усвоения обучающимися социальных норм,
духовно-нравственных ценностей, традиций;
● формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
● приобретение соответствующего социальным нормам,
традициям
социокультурного
опыта
поведения,
межличностных и социальных отношений;
ценностям,
общения,
● развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности,
самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;
● обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х
классов при переходе на следующий уровень образования.
6
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологическими основаниями Программы являются аксиологический,
антропологический и системно-деятельностный подходы:
● аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет
собой социальную деятельность, направленную на передачу ценностей
от старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают
ценности в событийных общностях, приобретают социокультурный
опыт; у них формируется моральная рефлексия, нравственное
самосознание и нравственная культура;
● антропологический подход предполагает становление и воспитание
человека во всей полноте его природных, социальных и духовных
характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе
реальных жизненных связей и отношений в событийных общностях, в
которых происходит зарождение нравственного сознания, обретается
опыт нравственного поведения, что в совокупности с личностными
особенностями составляет основу субъектности ребенка;
● системно-деятельностный
подход
обуславливает
системную
реализацию воспитательного потенциала содержания образования,
формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной
деятельности, развитие субъектной личностной позиции на основе
опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое
было введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и закреплено
классической традиционной педагогикой. Образовательное событие — это
особая форма организации совместной деятельности детей и взрослых,
которая предполагает инициативные формы включения и создание «продукта
совместной деятельности», позволяющая ребенку приобретать собственный
опыт переживания той или иной ценности. В воспитательном событии
осуществляется взаимное обогащение всех субъектов воспитательного
процесса. Оно способствует развитию самостоятельности, ответственности,
инициативности пятиклассников6.
7
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Активность — это деятельное отношение личности к миру, способность
производить общественно значимые преобразования материальной и духовной
среды на основе освоения исторического опыта человечества. Активность
ребенка направлена на получение новых знаний, умений, навыков, на
успешное вхождение в коллектив сверстников.
Воспитание — социальная деятельность, направленная на передачу
общественных ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся
присваивают
ценности
в
событийных
общностях,
приобретают
социокультурный опыт, у них формируется моральная рефлексия,
нравственное самосознание и нравственная культура.
Общность — устойчивая система связей и отношений между людьми,
имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые
ориентиры. Общность — реальное объединение людей, объективно заданное
способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют
себя) как коллективный субъект социального действия.
Событие (в контексте воспитания) — субъект-субъектная форма
взаимодействия взрослого и ребенка, в которой активность взрослого
способствует овладению представлениями о какой-либо ценности, формированию
отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее
переживания.
Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в
структуру общества, посредством овладения им социальными правилами,
ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать
эффективным индивидом общества.
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Классные
события
Темы
занятий
п/
п
1
2
3
«Моя школа
— мои
возможности»
«Моя семья —
мояопора»
«Мой выбор
— моя
ответственноть»
Занятие 1. «Какие мы?»
Количество Дата
часов
1
2
04.09
Занятие 4. «Школьные старты»
(подготовка)
1
11.09
18.09
25.09
Занятие 5. «Школьные старты»
1
02.09
Занятия 6–7. «Мы — команда»
2
09.10
16.10
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
Занятие 8.
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи»
(подготовка)
Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»
Занятие 13.
«Моя гражданская позиция: почему
важно выбирать»
Занятие 14.
«Свобода и ответственность»
Занятие 15.
«Цифровая грамотность и безопасность в
сети»
Занятие 16.
«Безопасное использование цифровых
ресурсов»
Занятие 17.
«Финансовая безопасность»
Занятие 18.
«Планируем бюджет»
Занятие 19.
«5 правил финансовой грамотности»
Занятия 20–21.
«Мы выбираем»
ИТОГО: 7
1
1
1
2
23.10
06.11
13.11
20.11
27.11
ИТОГО: 5
1
04.12
1
11.12
1
18.12
1
25.12
1
15.01
1
22.01
1
29.01
2
05.02
12.02
4
«Мои знания —
моя сила»
ИТОГО: 9
Занятия 22–23.
«Чудеса науки»
2
19.02.
26.02
Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое
питание»
9
1
05.03
Занятие 25.
«Правильные привычки: правила
безопасности»
Занятия 26–27.
«В здоровом теле — здоровый дух»
1
12.03
2
19.03
02.04
5
ИТОГО: 6
«Моя страна
Занятие 28.
«Аллея памяти»
— моя
история»
Занятие 29-30.
«Живет герой на улице родной»
1
09.04
2
16.04
23.04
Занятие 31.
«Через года, через века помните…»
1
30.04
Занятия 32-33.
«Зарница»
2
07.05
14.05
Итоговое занятие
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ
СТРАНА»
ИТОГО: 6
1
ИТОГО: 34 часа
10
21.05
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из
которых отражаются особенности личностного развития ребенка, его
воспитания и социализации. Активная социализация осуществляется через
овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в
обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру,
другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в
соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие
представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить
его индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной
деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат
такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и
командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение
семейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье
как важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие
ценности,как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на раз-витие
умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе
данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм,
гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека,
приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к
миру научного знания, формированию навыков познавательной деятельности.
Данное событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и
созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие
патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской
идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких
ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит
из трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию,
формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе
ценностей), лежащей в основе события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации
ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых
способствует формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и
проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает
выводы о полученных результатах.
11
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети
демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности,
делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге
коллективный вывод о значимости всего события для группы (см. рис. 1).
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые
позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в
конце учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная
брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на кото- рой дети
демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения,
подводят коллективные и индивидуальные итоги.
}
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЯ
Занятие 1
Занятие 2
Занятие n
информация
информация
информация
�
�
�
�
практика рефлексия
�
практика рефлексия
�
практика рефлексия
�
опыт
�
опыт
�
12
опыт
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
демонстрация индивидуального опыта
в коллективной деятельности
групповая рефлексия
формирование, развитие и корректировка ценностных ориентаций
Рисунок 1 — Схема организации события
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической
цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия
к
ознакомлению с опытом других детей и к формированию общего от- ношения
классного коллектива к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты- он-она
— вместе целая страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания
активной социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта,
с одной стороны, интегрируются в общее социальное пространство, а с другой
стороны, дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми
коллективными знаниями.
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися
являются: классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые
направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной
деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не
только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения
образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а
также пришкольную территорию. Кроме того, Программа предусматривает
организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами школы
на территории социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и
проведении занятий Программы, а также старшеклассников (наставников),
других педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений
школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных
результатов
с
учетом
рабочей
программы
воспитания
в
общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и много-конессиональном обществе; готовность
к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и
современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возни- кающих в
процессе реализации проектов или исследований, осознание важности
морально-этических принципов в деятельности исследователя; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; умение принимать себя и других без осуждения; умение
осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным
состоянием;
сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой
культурной
среды;
способность
действовать
в
условиях
неопределенности, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять
дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное
дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные
аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично
представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной зада- чей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными
учебными
регулятивными
действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых
знаний
об
изучаемом объекте; делать
выбор
и брать
ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации
и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения; учитывать контекст и пред- видеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять и
анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения
эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать
свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других без
осуждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых подходов к
ее реализации разработан учебно-методический комплект, состоящий из
отдельных тетрадей по каждому событию, в которых содержатся методические
рекомендации педагогу, помогающие ему грамотно организовать деятельность
школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт.
Технологическая карта представляет собой документ, регламентирующий
деятельность педагога по планированию и организации образовательного
процесса на занятии в соответствии с требованиями ФОП ООО.
Технологическая карта является обобщенно-графическим выражением
сценария урока, основой его проектирования, средством представления
индивидуальных методов работы педагога. В каждой технологической карте
представлено описание необходимого для проведения занятия материальнотехнического
обеспечения,
а
также
обозначено
пространство,
соответствующее условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены
необходимые для проведения занятий демонстрационные и раздаточные
материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использовался
принцип вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно выбрать
задания, формы занятий в зависимости от имеющихся в образовательной
организации материально-технических и кадровых ресурсов, а также уровня
сформированности классного коллектива.
институтвоспитания.рф
ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ
ФГБНУ ИИДСВ