РП география 2024-2025

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 38 г. Новошахтинск

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор

___________/Писек Т.И/

____________/Евсеева Е.В./

____________/Ермакова Т.В./

Протокол № 4

Протокол № 17

Приказ № 70

«27» августа 2024г.

«28» августа 2024г.

«28» августа 2024г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мир географии»
для учащихся 8-9 класса
2024 - 2025 учебный год

2024 – 2025 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г. № 1897);
- на основе основной образовательной программой основного
общего образования МБОУ ООШ № 38 города Новошахтинска.
- Авторская программа общеобразовательных учреждений линии
«Полярная звезда», А, И, Алексеев, Е. К, Липкина .М.: Просвещение
- Учебник География. Россия. 8.9 класс, для общеобразовательных
учреждений/ под редакцией А.И. Алексеева линии «Полярная
звезда»- Москва. Просвещение
- Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 8.9 класс, В.В Николина Москва, Просвещение, 2014-15 4. В.В Николина. Пособие для
учителей общеобразовательных школ, Москва Просвещение
- Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс
В.В.Николина. География 8.9 класс. Методические рекомендации к
учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда». М.:
Просвещение, 2014.
на основе авторской (примерной) программы
Авторской
программы по учебным предметам География 5-9 классы Е.М.
Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География.
Введение в географию» для 8.9 класса, Москва, «Русское слово»,.
-учебного плана МБОУ ООШ № 38 г. Новошахтинска на 20242025 учебный год
- положения ОУ «О рабочих программах»
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который
включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для
учителя.
Авторская программа общеобразовательных учреждений линии
«Полярная звезда», А, И, Алексеев, Е. К, Липкина .М.: Просвещение
-Учебник География. Россия. 8.9 класс, для общеобразовательных
учреждений/ под редакцией А.И. Алексеева линии «Полярная звезда»Москва. Просвещение
-Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 8 класс, В.В Николина - Москва,
Просвещение, 2014-15 4. В.В Николина. Пособие для учителей
общеобразовательных школ, Москва Просвещение
-. Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс
В.В.Николина. География 9 класс. Методические рекомендации к учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда». М.:
Просвещение
2



















Цели курса:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающее
включение обучающихся в ту или иную группу или общность носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе
знакомства с природой, населением и хозяйством;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных
(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической
науки;
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и
других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к
природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с
усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования
природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных
умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в
процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как
способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам
природы и хозяйства.
Задачи курса:
обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования всеми обучающимися, в том
числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами;
создание в процессе изучения предмета условий для развития личности,
способностей
удовлетворения
познавательных
интересов,
самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
создание в процессе изучения предмета условий для формирования
ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности;
включение обучающихся в процессы преобразования социальной
среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной
деятельности, реализации социальных проектов и программ;
создание в процессе изучения предмета условий для формирования у
обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;
создание в процессе изучения предмета условий для формирования у
обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и
окружающей его среды образа жизни;
3

 знакомство учащихся с методами научного познания и методами
исследования, овладение учащимися такими общенаучными понятиями,
как проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат.
Планируемые результатыосвоения учебного предмета
Рабочая программа по географии разработана на основе требований
к результатам освоения основной образовательной программы с учётом
основных направлений программ, включённых в структуру основной
образовательной программы Рабочая программа конкретизирует
содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение
учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую
последовательность изучения тем (разделов, глав) учебного предмета,
курса, курса внеурочной деятельности с учетом межпредметных и
внутрипредметныхсвязей, логики учебного процесса, психологофизиологических и возрастных особенностей учащихся.






Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе,
основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных
на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать
выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и
явлениям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
У обучающихся будут сформированы:
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и
задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
4

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные
У обучающихся будут сформированы
– формирование и развитие посредством географического знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления.выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст
и пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.



Коммуникативные
У обучающихся будут сформированы
организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих
мыслей и потребностей;

5


















извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета); свободно пользоваться справочной литературой;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем,
прогнозирования;
работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения
в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и
аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать конфликты на
основе интересов и позиций всех их участников;
ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать
определение понятиям;
самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о
здоровом образе жизни и социального взаимодействия.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, а также использование на уроках
элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты освоения учебного предмета,курса:
Выпускник (ученик)научится:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы,
населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во
всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее
сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один
из «языков» международного общения - географическую карту,
статистические
материалы,
современные
геоинформационные
технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных
географических данных; применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей
среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения
новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры,
позитивного отношения к окружающей среде;
6

 формирование способности и готовности к использованию
географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социально ответственному поведению в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды
как сферы жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в
природе и обществе;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье
 человека.
В сфере трудовой деятельности:
 знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
 соблюдение правил работы с географическими приборами и
инструментами.
В сфере физической деятельности:
 освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных
ситуациях.
В эстетической сфере:
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения
географические объекты и явления.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе,
необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное
значение предмета. Изучение географии формирует не только
определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных
географических умений, но также комплекс общеучебных умений,
необходимых для:
 познания и изучения окружающей среды; выявления причинноследственных связей;
 сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и
проектирования;
 ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета,
статистических материалах;
 соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей
деятельности с точки зрения
 нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание учебного предмета, курса, курса внеурочной
деятельности
Организация учебной(внеурочной) деятельности учащихся строится
на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:
7

ориентацию на достижение цели и основного результата
образования – развитие личности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

опору
на
современные
образовательные
технологии
деятельностного типа:
— проблемно-диалогическую технологию,
— технологию мини-исследования,
— технологию организации проектной деятельности,
— технологию оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Формы организации образовательного процесса:
-совместная учебная деятельность, учебное сотрудничество;
-технология оценивания учебных успехов (контрольно-оценочная
самостоятельность учеников);
-технология проблемного диалога;
-вопросы «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;«Как вы
относитесь…»; «Как вам нравится…»;
-использование обучающих программ;
-дискуссия.
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
классные и внеклассные и т.д.
Комбинированный урок, урок – игра , урок – беседа, урок –
путешествие, урок - практические занятия, урок с демонстрацией
объектов или изображений, самостоятельная работа, урок математический тренажёр.
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- технология опорных конспектов;
- информационные технологии.
Технологии, основанные на активизации и интенсификации
деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов:
групповой опрос, диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или
презентация проекта и т.д.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных
навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно


8

планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые
знания для решения новых познавательных и практических задач;
способствует практической реализации познавательной деятельности
ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
Содержание программы
8 класс
Введение (1ч.)
Границы России. Морские и сухопутные границы. Территория
страны.
Теоретическое занятие; Просмотр видеофильмов.
Формирование территории России (5 час.)
Взгляд сквозь века. Как изменялась граница России со временем.
Колонизация, расширение и изучение материковой части России.
Атласов, Арсеньев, Докучаев, Ермак Тимофеевич, Ломоносов,
Москвитин, Хабаров.
По морям и океанам. Поморы. Беринг и Чириков, Вилькицкий,
Дежнёв, Лаптевы Д. и Х., Невельской, Папанин, Попов, Седов,
Челюскин, Шмидт.
Карты и атласы России. Семён Ремезов – «Чертёжная книга
Сибири» 1701 г. Атлас Всероссийской империи И. Кирилова 1724 – 1737
г. Атлас Российской империи 1745 г. Бернард Сильваниус, Герард
Меркатор, Никола де Лиль, Ортелиус и Энтони Дженкинс, царевич
Фёдор.
Русское географическое общество. П.П.
Семёнов-Тян-Шанский. Экспедиции, исследования, направления
современной деятельности РГО. Теоретическое занятие;
Участие в викторинах:
1. «Русские Колумбы»;
2. Занимательная картография.
Практическая работа:
Определение по старинным картам современных географических
объектов.
Просмотр видеофильмов.
Географическое положение России (3 час.)
Крайние точки России. Крайняя северная точка России.
Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин.
Крайняя южная точка России.
Физико-географические условия горы Базардюзю.
Крайняя западная точка России.
Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе
Гданьского залива Балтийского моря.
Крайняя восточная точка России.
Природа мыса Дежнева и острова Ратманова.
Часовые зоны России. Всемирное, местное, поясное, декретное
9

время.
Россия на карте мира. Преимущества и недостатки физикогеографического положения России. Теоретические занятия;
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Практическая работа:
1. Определение по карте положения крайних точек России и
протяженности страны с севера на юг и с запада на восток;
2. Определение времени часовой зоны;
Участие в викторине:
«Сколько крайних точек у России»;
Просмотр видеофильмов.
Природа России (20 ч.)
Россия – морская держава. Моря, омывающие территорию страны.
Отличительные особенности природы российских морей.
Россия – страна великих равнин. Восточно-Европейская равнина.
Самая плоская и низкая – Западно-Сибирская низменность. Самая
высокая равнина – Среднесибирское плоскогорье.
Россия – страна высоких гор. Кавказ. Урал. Горы юга Сибири и
Дальнего Востока. Вулканы Камчатки.
Солнце, воздух и вода, а также горные стены. Разнообразные
климаты России. Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего
Востока.
Климатические рекордсмены. Климат гор. Самые дождливые и
самые засушливые районы. Штили и ураганы в России.
Откуда и куда текут реки России. Реки – географический каркас
территории. Крупнейшие реки России: Амур, Ангара, Волга, Дон,
Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Камчатка, Колыма, Кубань, Лена,
Обь, Ока, Северная Двина, Терек, Яна.
Озера и водохранилища России. Интересные и знаменитые озёра
России: Байкал, Ильмень, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка,
Чудское. Для чего строят водохранилища.
Болота и подземные воды. Распространение болот. Крупнейшие
болота России. Карст – подземная архитектура. Горячие источники.
Лечебные воды. Карстовые пещеры: Кунгурская, Дивова, Капова.
Реки и озёра в русском фольклоре. Былины Садко. Поговорки и
пословицы. Стихи и песни о России.
Снежный покров и ледники России. Горный снег. Снежные
лавины. Ледники. Подземные льды. Территории России с мощным
современным оледенением.
Полярные пустыни. Российская Арктика. Ландшафт островов
Северного Ледовитого океана.
Царство тундр. «Северные узоры». Почвы и растительность тундр.
«Челнок тундры» - северный олень.
Леса России – самые большие в мире. Темнохвойная тайга,
светлохвойная тайга, смешанные, широколиственные, муссонные,
10

субтропические леса.
Российские степи. Степи России. Заповедные степи.
Пустыни и полупустыни. Царство полыни. Солончаки.
Субтропики. Культурные ландшафты субтропиков. Крым. Кавказ.
Многоэтажность природы гор. Растения и животное население
горных районов России.
Почвы – национальное достояние России. Типы почв России.
Почвоведение. В.В. Докучаев «Русский чернозём».
Красная книга России. «Исчезнувшие навсегда». Эндемики России.
«Новосёлы» России. Заповедные земли.
Уникальные ландшафты. Заповедники, национальные парки,
объекты по списку природного наследия ЮНЕСКО. Семь чудес
природы России. Теоретические занятия;
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Практические работы:
1. определение географических объектов России по картам;
2. определение уникальных объектов страны и отдельных территорий по
фото, рисункам и описаниям;
3. Определение по картам истоков, устьев рек, водосборных бассейнов и
водоразделов;
Участие в викторинах:
1. «Россия – морская держава»;
2. «С южных гор до северных морей»;
3. «Уникумы животного мира и растительности России»;
4. «Самые-самые».
Просмотр видеофильмов.
Народы России (4 час.)
Природный ландшафт – колыбель этноса. Ландшафт как один из
важнейших факторов этногенеза. Теория Л.Н. Гумилёва о развитии
этносов. Места развития этносов - территории сочетания двух и более
ландшафтов: а) в восточной части Европы - при сочетании горного и
степного ландшафтов; б) в западной - лесного и лугового; в) в южной степного и оазисного; г) на севере - лесотундра и тундра. Тезис Л.С.
Берга о воздействии ландшафта на организмы: ««Географический
ландшафт воздействует на организмы принудительно, заставляя все
особи варьировать в определенном направлении, насколько это
допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная
среда, жизнь на островах и т. д. - все это накладывает особый отпечаток
на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться,
должны переселиться в другой географический ландшафт или вымереть».
Мы разные, но мы вместе. От первобытных племён до
современных народов. От Руси к России. Как классифицируют народы.
Народы России.
Где живут в россияне. Основная полоса расселения. Горожане и
11

сельчане. Классификация городов по людности. Урбанизация. Типы
сельских поселений: деревни, сёла, станицы, аулы, стойбища.
Природа в произведениях искусства. М.М. Пришвин: «Потому мы
радуемся, попадая в природу, потому что тут мы приходим в себя».
Айвазовский, Брюсов, Есенин, Куинджи, Лермонтов, Поленов, Пушкин,
Фет, Шишкин. Теоретические занятия; Дидактические игры и
задания, игровые упражнения; Практическая работа: Определение по
картам территорий проживания коренных и малочисленных народов
России;
Участие в викторинах:
1. «Обычаи народов России»;
2. «Приглашение на праздник»;
Просмотр видеофильмов.
Подведение итогов (1 час.)
Составление
презентации
«По
родным просторам»
Резервное время (1 ч.)
Содержание программы
9 класс
Введение (1 час)
Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний
учащихся и их интересов.
1. План и карта (5 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография.
Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб,
азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение
топографических и физических карт. Измерение направлений, азимутов,
расстояний, географических координат.
Комплексный анализ
географических условий по топографической карте. Построение
профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по
параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и
параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и
меридианов на глобусе и географической карте.
Практическая работа: Составление плана местности. Изображение
холма
на
плане
местности.
Практическая работа: Решение задач на определение географических
координат.
Практическая работа: Построение профиля рельефа местности по
топографической карте.
Практическая работа: Определение расстояний на карте.
2. Путешествия и географические открытия (2 часа)

12

Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли.
Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах
Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора,
1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В.
Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья.
Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX
веков. Русское географическое общество, мощные географические
школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский,
П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев,
К. И. Арсеньев).
Географические закрытия на карте.
Практическая работа: Обозначение на контурной карте маршрутов
путешествий.
3. Природа Земли (10 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли.Геохронология.Вулканизм,
гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению.
Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по
отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы.
Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Практическая работа. Определение средней температуры за сутки, при
подъеме и спуске. Решение задач на определение амплитуды колебания
температур за сутки, неделю, месяц, год, составление графика «Роза
ветров».
Решение задач на определение атмосферного давления.
4. Материки, океаны, народы и страны (9 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли.
Объяснение закономерностей проявления особенностей природы.
Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии
народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в
мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры объектов.
Практические задания по описанию страны по плану.
5. География России (6 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного
и животного мира на территории Земли. Уникальные природные
объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их
обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства
народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация
экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы
размещения предприятий. Определение факторов размещения
отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города
нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация
13

природных ресурсов. Страны-мировые лидеры по различным
показателям. Определение стран по краткому описанию.
Практические задания:
Решение географических задач на определение поясного времени.
Решение географических задач на определение плотности населения,
анализ таблиц, графиков.
Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона.
Решение задач по определению экономических районов по краткому
описанию.
Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры объектов. Определение объектов по краткому описанию.
Тематический план
Количество учебных часов. Рабочая программа внеурочной
деятельности в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении
учебного года, то есть 34 часа в год.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 9 классе рассчитана на 1
час в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год.
Срок реализации рабочей учебной программы –2024-2025 учебный
год.

Тематическое планирование
класс
№

Тема

Количество часов

Формы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2

5

4

1

2

2

0

4

Формирование территории
России
Географическое положение
России
Природа России

10

6

4

5

Народы России

9

7

2

6

Подведение итогов

7

4

2

Итого:

34

24

9

3

контроля
Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

14

Тематическое планирование
9 класс
№

Тема

Количество часов

Формы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2

План и карта

5

4

1

3

Путешествия и географические
открытия

2

2

0

4

Природа Земли

10

6

4

5

Материки, океаны, народы и
страны

9

7

2

6

География России

7

4

2

Итого:

34

24

9

контроля
Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

15

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
для 8 класса
№
п.п
1.

№
урока

Тема занятия

2.
3.

1
Тема 1
1
2

4.
5.
6.

3
4
5

Введение. Границы России
Формирование территории России
Взгляд сквозь века
Колонизация, расширение и изучение
материковой части России.
По морям и океанам
Карты и атласы России
Русское географическое общество

9.

Тема 2
1
2
Тема 3
1

10.

Кол-во
часов
1
5
1
1

Дата
план.
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10

Географическое положение России
Крайние точки России
Часовые зоны России
Природа России
Россия на карте мира

1
1
1
2
1
1
10
1

2

Россия – морская держава

1

18.11

11.

3

Россия – страна великих равнин

1

25.11

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

4
5
6

1
1
1
1
1
1
1
9
1

02.12
09.12
16.12
23.12
28.12
13.01
20.01

7.
8.

14.10
21.10
11.11

19.

Россия – страна высоких гор
Солнце, воздух и вода, а также горные стены
Климатические рекордсмены
Откуда и куда текут реки России
7
8
Озера и водохранилища России
9
Болота и подземные воды
Реки и озёра в русском фольклоре
10
Тема 4 Народы России
1
Снежный покров и ледники России

20.

2

Полярные пустыни

1

03.02

21.

3

Царство тундр

1

10.02

22.

4

Леса России – самые большие в мире

1

17.02

23.

5

Российские степи

1

24.02

24.

6

Пустыни и полупустыни

1

03.03

25.

7

Субтропики

1

10.03

26.

8

Многоэтажность природы гор

1

17.03

27.

9
Почвы – национальное достояние России
Тема 5 Подведение итогов
1
Красная книга России

1
7
1

07.04

28.

27.01

14.04
16

29.
30.
31.

2
3
4

Уникальные ландшафты
Природный ландшафт – колыбель этноса
Мы разные, но мы вместе

1
1
1

21.04
28.04
05.05

32.
33.
34.

5
6
7

Где живут россияне
Природа в произведениях искусства
Подведение итогов

1
1
1

12.05
19.05
26.05

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
для 9 класса
№
п.п
1
2
3
4
5
6

№
урока

Тема занятия

1
Тема Введение Введение. Программа кружка.
Тема 1 План и карта (5 ч.)
Ориентирование на местности. Азимут.
1
План местности. Составление плана.
2
Определение расстояний на плане местности.
Координатная сетка. Широта. Долгота
3
Построение профиля рельефа местности по
4
топографической карте.
Практическое решение заданий.
5

Кол-во
часов
1
5
1
1

Дата
план.
02.09
09.09
16.09

1
1

23.09
30.09

1
2
1
1

07.10

9

Тема 2 Путешествия и географические открытия
Эпоха Великих географических открытий.
1
2
Путешественники, географы, которые внесли
вклад в изучение России.
Тема 3 Природа Земли (10 ч.)
1
Развитие земной коры. Земная кора на карте.

10

2

Крупные формы рельефа. Внешние и
внутренние силы Земли

1

18.11

11

3

Атмосфера. Температура воздуха. Ветер. «Роза
ветров».

1

25.11

12
13

4
5

1
1

02.12
09.12

1
1
1
1
1
9
1

16.12
23.12
28.12
13.01
20.01

7
8

14
15
16
17
18
19

Атмосферное давление. Практикум
Климатические пояса Земли. Климатические
области Земли.
Работа с климатограмами
6
Воды суши: состав, свойства, происхождение.
7
8
Природные зоны Земли. Практикум
9
Взаимосвязь природных компонентов
Практическое решение заданий
10
Тема 4 Материки, океаны, народы и страны (9 ч.)
1
Особенности природы Африки.

14.10
21.10

10
1

11.11

27.01
17

20

2

Особенности природы Южной Америки

1

03.02

21

3

Особенности природы Австралии.

1

10.02

22

4

Особенности природы Антарктиды.

1

17.02

23

5

Особенности природы Евразии.

1

24.02

34

6

Особенности природы Северной Америки.
Практикум

1

03.03

25

7

Население мира.

1

10.03

26

8

Страны мира. Классификация стран. Практикум.

1

17.03

27

9
Океаны Земли, их особенности.
Тема 5 География России (6 ч.)
1
ГП России. Административно-территориальное
устройство РФ. Физико-географические районы
России. Экономические районы России.
Часовые пояса. Поясное время. Практикум
2
Общая характеристика природы России.
3
Народы, населяющие Россию, их география.
4
Демографическая ситуация в России. Практикум

1
7
1

07.04

1
1
1

21.04
28.04
05.05

Регионы России. Хозяйство России.
Заповедники России
Заключительное занятие. По теме «География
России»

1
1
1

12.05
19.05
26.05

28

29
30
31
32
33
34

5
6
7

14.04

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».