МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Управление образования Администрации г. Новошахтинска
МБОУ ООШ №38 ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА
Рассмотрено»
Руководитель ШМО
____Миронченко С.Ю.
Протокол №4 от
«27» августа 2024 г.
Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
______/Е.В. Евсеева
Протокол № 15
«28» августа 2024 г.
Утверждено
Директор школы
_______/ Т.В. Ермакова/
Приказ № 70 от
«28» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Человек в современном мире»
для обучающихся 9 класса
г. Новошахтинск, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к
ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы
образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме
аттестации – ОГЭ. ОГЭ по обществознанию относится к числу тех
предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по
подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и
практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации
выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение,
систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной
школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой
форме аттестации ОГЭ по обществознанию, расширение содержания
образовательной области.
Задачи курса:
- повысить предметную компетентность учеников;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий,
выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных
материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими
процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на
выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения
заданий с развернутым ответом;
Формы организации деятельности учащихся:
лекции;
лабораторные работы;
практические занятия;
дискуссии,;
эвристические беседы;
работа с документами.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧЕЛОВЕК В
СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса внеурочной деятельности «Человек в современном мире»
в 9 классе отводится по 34 часа (1 час в неделю). Программа будет
реализована за 32 ч. 2 часа выпали на праздничные дни, программа будет
реализована за счёт часов повторения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общество и человек.
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация
страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества.
как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение
природы. Влияние НТП на природу. Дописьменные и письменные, простые и
сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности
хозяйства и образа жизни. Доиндустриальные, индустриальные и
постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Социальный
прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального
прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса
и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции.
Человек, личность.
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и
социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой
личности, особенностях и противоречиях её становления. Содержание и
стадии процесса социализации. Общение как социально-психологический
процесс. Виды общения: речевое и неречевое.
Экономическая сфера жизни общества.
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики.
Роль труда и капитала в развитии экономики. понятие о товаре, его роль в
экономической жизни общества. Деньги, их функции в экономике и
исторические формы. Основные свойства денег. Спрос и предложение как
факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине
предложения. Зависимость между спросом и предложением. Плановая и
рыночная экономика. Плановая и рыночная экономика. Основные функции
цены. Влияние цены на производство. Олигополия и монополия.
Конкуренция производителей и продавцов. Экономическое содержание и
функции
предпринимательства.
Экономическая
роль
государства.
воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов
федерального правительства. Бюджет как финансовый документ.
Составление бюджета. Долг и кредит. Сущность и виды труда. Труд и досуг.
Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход.
Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные
последствия безработицы.
Социальные отношения.
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как
ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли.
Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека.
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной
страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация.
Поляризация общества и имущественные различия людей. Неравенство,
богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Признаки и
эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и
поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как
разновидности
кровнородственных
групп.
Формы
конфликта.
Классификация конфликтов по способам протекания. Семья как
фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в
обществе.
Политика.
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в
качестве политического института общества. Разделение властей. Властные
отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Определение
политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и
значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства.
Причины и условия появления государства. Объединение и отделение наций.
Формирование единой Европы. Понятие об источнике власти.
Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство
демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность
республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти.
Основные разновидности республики: парламентская, президентская и
смешанная. Сущность и классификация политических режимов.
Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность
диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Два
значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История
развития и сущность гражданства. Избирательное право и его
происхождение. Голосование как форма участия граждан в политической
жизни страны. Составные части процедуры голосования. Роль референдума в
политической жизни. Определение и признаки политических партий.
Функции политических партий. Классификация политических партий.
Право.
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о
юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о
естественных правах и гражданских правах. Равенство перед законом.
Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и
функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России.
Права и полномочия президента. Состав и функции правительства.
Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус
человека. Содержание политических и гражданских прав. Участники
имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных
прав граждан. Имущественные отношения. Потребитель и его права. Нормы
семейного права и Семейный кодекс РФ. Формы совершения преступления:
действие и бездействие. Соучастники преступления и преступная
организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие
административного проступка. трудовой дисциплины. Материальная
ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие.
Основные виды наказания.
Культура.
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и
нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и
культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное
наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в
сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы
его сохранения. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ
жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и
традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение.
Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Основные формы культуры.
Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты
народной культуры. Массовая культура, её появление и средства
распространения. Различные определения религии, её значение и роль в
обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство,
ислам, буддизм. Вера и верование. Различные трактовки искусства.
Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной
культуры и деятели искусства. Основная задача и исторические формы
образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных
знаний. Роль науки в современном обществе.
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Наименование
раздела, темы
Входной
контроль
Раздел 1.
Общество и
человек
Раздел 2.
Человек,
личность
Раздел
3.Экономическая
сфера жизни
общества
Раздел 4.
Социальные
отношения
Раздел 5.
Политика
Раздел 6. Право
Теория
2
Количество часов
Практика
1
Всего
3
3
3
6
1
3
4
2
3
5
2
3
5
1
3
4
1
4
5
12
20
32
Поурочное планирование
№
урока
Колво
Тема
Дата
часов
по
теме
3
1
2
3
ОГЭ как итоговая форма контроля.
Знакомство с бланками
Основные характеристики
экзаменационной работы по
обществознанию в форме ОГЭ
Требования к уровню подготовки
выпускников основной школы,
определенные в государственном
образовательном стандарте по
обществознанию
Раздел 1. Общество и человек
4
5
6
7
8
9
10
Понятие общество, взаимосвязь
общества и природы
Типы обществ (традиционное,
индустриальное, постиндустриальное)
Глобальные проблемы человечества
Практический тренинг по
содержательной линии «Общество и
человек»
Решение ситуативных задач по теме
«Общество и человек»
Диагностическая работа
Раздел 2. Человек, личность
Деятельность человека, её основные
1
06.09.2024
13.09.2024
1
20.09. 2024
1
6
1
1
1
27.09. 2024
04.10. 2024
11.10. 2024
18.10. 2024
1
1
1
4
1
25.10. 2024
08.11. 2024
15.11. 2024
11
12
13
виды
Практический тренинг по
содержательной линии «Человек и
личность»
Решение заданий по теме «Человек и
личность»
Тестирование по теме «Человек и
личность»
Раздел 3.
15
Экономическая сфера жизни общества
Экономика, её роль в жизни общества
Рыночная экономика
16
Практикум по теме «Экономика»
14
17
18
Выполнение заданий по теме
«Экономика»
Задания части А по теме «Экономика»
Раздел 4. Социальные отношения
19
20
21
22
23
Социальная структура. Социальные
отношения
Семья. Этика семейных отношений.
Правовые основы семьи и брака
Практический тренинг «Социальная
сфера»
Решение заданий по теме «Социальная
сфера»
Тестирование по теме «Социальная
сфера»
Раздел 5. Политика
22.11. 2024
1
29.11. 2024
1
1
06.12. 2024
5
1
1
12.12. 2024
20.12. 2024
1
27.12. 2024
1
1
10.01. 2025
17.01. 2025
5
1
1
1
1
1
24.01. 2025
31.01. 2025
07.02. 2025
14.02. 2025
21.02. 2025
4
24
Политика, её роль в жизни общества.
Государство, формы правления
1
25
Практический тренинг по
1
28.02. 2025
14.03. 2025
26
27
28
29
30
31
32
содержательной линии «Политика»
Решение заданий ОГЭ по теме
«Политика»
Тестирование по теме «Политика»
Раздел 6. Право
1
1
Понятие «право». Нормы права. Отрасли
права.
Тестирование по теме: «Право»
Отработка заданий ОГЭ по теме:
Общество и человек
Отработка заданий ОГЭ по теме:
Экономическая сфера жизни общества
Отработка заданий ОГЭ по теме:
Социальные отношения
21.03. 2025
04.04. 2025
11.04. 2025
1
1
1
1
1
18.04. 2025
25.04. 2025
16.05.2025
23.05. 2025
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ
Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Общество»,
«Духовная жизнь», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», «
Экономика», «Право», «Политика». Авт. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, 2023г.
Изд. Астрель
Обществознание. Справочник Баранова П.А.
Обществознание. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для
подготовки к ОГЭ