МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38
ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____/Писек Т.И/
Протокол № 4 от
«26» августа 2025г.
«Согласовано»
педсоветом
______/Евсеева Е.В./
Протокол № 7
«27» августа 2025г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______/Ермакова Т.В./
Приказ № 74
«28» августа 2025г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я-ты-он-она – вместе целая страна»
для учащихся 5 класса (11лет)
2025 - 2026 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе целая страна»
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования,
на основе авторской
программы
А.А.Буянова,
Н.Н.Кушко,
О.А.Шестаковой
«Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-тыон-она — вместе целая страна»» — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»,
2023.
Ценностно-целевыми
основаниями
программы
воспитания
являются
традиционные
российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной из
стратегических целей системы образования, что закреплено Указом президента Российской
Федерации от 09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана программа
внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она —
вместе целая страна» с целью приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная Программа является преемственной
по отношению к программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята
России».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания
ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье, календарного плана воспитательной работы.
Цель курса: приобщение обучающихся к российским традиционным духовнонравственным и
социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и
психологических особенностей.
Задачи:
создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных
ценностей, традиций;
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие);
приобретение
соответствующего
социальным
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
развитие
у
обучающихся
инициативности,
самостоятельности,
самопознания,
ответственности, умения работать в коллективе;
обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе
на следующий уровень образования.
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются
особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации. Активная социализация
осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в
обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами,
принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» (7ч) направлено на развитие представлений ребенка о
школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать
навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события
лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора»(5ч) направлено на сохранение семейных ценностей и
традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном институте.
Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» (9ч) направлено на развитие умения ребенка
делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности,
как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы
человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» (6ч) способствует приобщению детей к миру научного знания,
формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких ценностях,
как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» (5ч) направлено на развитие патриотических чувств детей,
формирование
общероссийской
гражданской
идентичности.
Данное
событие
способствует
актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу.
Итоговое занятие (2ч)
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него
представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события. Вторая
часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические
задания, выполнение которых способствует формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья
часть
—
«рефлексия».
На
основании
полученной
информации
и
проделанной
самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные
ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий,
формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для группы
Форма проведения занятий: беседа, тестирование, дидактическая игра, творческая мастерская,
конкурс, викторина, квест-игра, индивидуальная и групповая работа, мини - проект, упражнения на
взаимодействие в группе, решение ситуационных и практикоориентированных задач, которые
направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и
метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и
современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности
морально-этических принципов в деятельности исследователя;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других без осуждения;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах применять различные методы, инструменты и
запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной
работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
различать, выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других без осуждения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
Классные события
«Моя школа — мои
возможности»
Темы занятий
Количество
часов
Занятие 1.
«Какие мы?»
1
Занятия 2-3. «Маршруты нашей школы»
2
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)
1
Занятие 5. «Школьные старты»
1
Занятия 6-7. «Мы — команда»
2
ИТОГО: 7
2
«Моя семья — моя опора»
Занятие 8.
1
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
1
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
1
Занятия 11-12.
«Правила счастливой семьи»
2
«История моей семьи»
ИТОГО: 5
3
«Мой выбор — моя
ответственность»
Занятие 13.
1
Занятие 14.
1
Занятие 15.
«Безопасное использование цифровых ресурсов»
1
Занятие 16. «Финансовая безопасность»
1
Занятие 17.
«Планируем бюджет»
1
«Моя гражданская позиция: почему важно выбирать»
«Цифровая грамотность и безопасность в сети»
Занятие 18.
«5 правил финансовой грамотности»
1
Занятия 19-20.
«Мы выбираем»
2
ИТОГО: 8
4
«Мои знания — моя сила»
Занятия 21-22.
«Чудеса науки»
Занятие 23.
«Эмоциональный интеллект»
2
1
Занятие 24.
1
Занятия 25.
1
«Правильные привычки: здоровое питание»
«Правильные привычки: правила безопасности»
Занятия 26-27.
«В здоровом теле — здоровый дух»
2
ИТОГО: 7
5
«Моя страна — моя история» Занятие 28.
«Аллея памяти»
1
Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
«Через года, через века помните...»
1
Занятия 31-32. «Зарница»
2
1
ИТОГО: 5
Итоговое занятие
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
2
ИТОГО: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
на 2025/2026 учебный год
внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА- вместе целая страна»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема занятия
Коли
Модуль воспитачеств о Дата проведения
тельной программы
часов План
«Курсы внеурочной
Факт
деятельности и
дополнительного
образования»
«Моя школа-мои возможности»
7
«Какие мы?»
1
02.09
8 сентября:
Международный день
распространения
грамотности.
«Маршруты нашей школы».
1
09.09
«Маршруты нашей школы».
1
16.09
24 сентября: День
Г осударственного
герба
и
Г осударственного
флага
Республики
Крым.
«Школьные старты» (подготовка).
1
23.09
27 сентября: День
работника дошкольного
образования.
День
туризма.
«Школьные старты».
1
30.09
5 октября:
День
Учителя.
«Мы — команда».
1
07.10
15 октября: День отца в
России.
«Мы — команда».
1
14.10
«Моя семья - моя опора»
5
«История моей семьи».
1
21.10
25 октября:
Международный день
школьных библиотек.
«Семья — начало всех начал».
8 ноября: День памяти
1
11.11
погибших
при
исполнении служебных
обязанностей
сотрудников
органов
внутренних
дел
России.
10
«Правила счастливой семьи»
(подготовка).
«Правила счастливой семьи».
1
18.11
26
ноября:
День
матери в России.
«Правила счастливой семьи».
30
ноября:
День
Г осударственного
герба
Российской
Федерации.
«Мой выбор - моя ответственность»
«Моя гражданская позиция:
8 декабря:
почему важно выбирать».
Международный день
художника.
«Свобода и ответственность».
«Цифровая грамотность и
безопасность в сети».
25
декабря: День
принятия Федеральных
конституционных
законов
о
Г осударственных
символах Российской
Федерации.
27
декабря: День
«Безопасное использование
спасателя.
цифровых ресурсов».
1
25.11
1
20.12
9
1
09.12
1
1
16.12
23.12
1
30.12
17
18
«Финансовая безопасность».
«Планируем бюджет».
1
1
13.01
20.01
19
«5 правил финансовой
грамотности».
1
27.01
1
03.02
11
12
13
14
15
16
20
«Мы выбираем».
20 января - День
Республики Крым.
25 января:
День
российского
студенчества.
2 февраля:
День
разгрома
советскими
войсками
немецкофашистских войск в
Сталинградской битве.
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
«Мы выбираем».
8
февраля:
День
российской
науки;
300-летие
со
дня
основания Российской
Академии наук (1724).
«Мои знания - моя сила»
«Чудеса науки».
15 февраля: День
памяти о россиянах,
исполнявших
служебный долг за
пределами Отечества;
35 лет со дня вывода
советских войск из
Республика Афганистан
(1989).
«Чудеса науки».
23 февраля:
День
защитника Отечества.
«Правильные привычки: здоровое
питание».
«Правильные привычки: правила 8 марта:
безопасности».
Международный
женский день.
«В здоровом теле — здоровый
14 марта: 450-летие со
дня выхода первой
дух».
«Азбуки» (печатной
книги для обучения
письму и чтению)
Ивана
Фёдорова
(1574).
«В здоровом теле — здоровый
27марта: Всемирный
дух».
день театра.
«Моя страна - моя история»
«Аллея памяти».
«Живет герой на улице родной». 11
апреля:
День
Конституции
Республики Крым.
«Через года, через века
помните...».
«Зарница».
27
апреля:
День
российского
парламентаризма.
1
10.02
6
1
17.02
1
24.02
1
03.03
1
10.03
1
17.03
1
24.03
5
1
1
07.04
14.04
1
21.04
1
28.04
32
33
34
«Зарница».
1
2
1
Итоговые занятия
«Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе целая 18 мая: День памяти
жертв
депортации;
страна».
Международный день
Музеев.
1
«Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе целая 24 мая:
День
страна».
славянской
письменности
и
культуры.
Итого:
34 часа
05.05
12.05
19.05