РП Я-ты-он-она - вместе целая страна 2025_2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38
ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА

«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____/Писек Т.И/
Протокол № 4 от
«26» августа 2025г.

«Согласовано»
педсоветом
______/Евсеева Е.В./
Протокол № 7
«27» августа 2025г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______/Ермакова Т.В./
Приказ № 74
«28» августа 2025г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Я-ты-он-она – вместе целая страна»
для учащихся 5 класса (11лет)
2025 - 2026 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе целая страна»
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования,

на основе авторской

программы

А.А.Буянова,

Н.Н.Кушко,

О.А.Шестаковой

«Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-тыон-она — вместе целая страна»» — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»,
2023.
Ценностно-целевыми

основаниями

программы

воспитания

являются

традиционные

российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной из
стратегических целей системы образования, что закреплено Указом президента Российской
Федерации от 09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана программа
внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она —
вместе целая страна» с целью приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная Программа является преемственной
по отношению к программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята
России».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания
ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье, календарного плана воспитательной работы.
Цель курса: приобщение обучающихся к российским традиционным духовнонравственным и
социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и
психологических особенностей.
Задачи:
 создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных
ценностей, традиций;
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие);
 приобретение

соответствующего

социальным

нормам,

ценностям,

традициям

социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
 развитие

у

обучающихся

инициативности,

самостоятельности,

самопознания,

ответственности, умения работать в коллективе;
 обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе
на следующий уровень образования.

Содержание курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются
особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации. Активная социализация
осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в
обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами,
принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» (7ч) направлено на развитие представлений ребенка о
школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать
навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события
лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора»(5ч) направлено на сохранение семейных ценностей и
традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном институте.
Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» (9ч) направлено на развитие умения ребенка
делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности,
как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы
человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» (6ч) способствует приобщению детей к миру научного знания,
формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких ценностях,
как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» (5ч) направлено на развитие патриотических чувств детей,
формирование

общероссийской

гражданской

идентичности.

Данное

событие

способствует

актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу.
Итоговое занятие (2ч)
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него
представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события. Вторая
часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические
задания, выполнение которых способствует формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья

часть

—

«рефлексия».

На

основании

полученной

информации

и

проделанной

самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные

ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий,
формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для группы
Форма проведения занятий: беседа, тестирование, дидактическая игра, творческая мастерская,
конкурс, викторина, квест-игра, индивидуальная и групповая работа, мини - проект, упражнения на
взаимодействие в группе, решение ситуационных и практикоориентированных задач, которые
направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и
метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
 уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
 социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
 взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и
современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
 возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности
морально-этических принципов в деятельности исследователя;
 свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и

 общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
 наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других без осуждения;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
 собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
 же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
 В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
 навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
 сравнения, критерии проводимого анализа;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
 задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
 умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах применять различные методы, инструменты и
запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
 выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной

работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
 различать, выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций;
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других без осуждения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
1

Классные события
«Моя школа — мои
возможности»

Темы занятий

Количество
часов

Занятие 1.
«Какие мы?»

1

Занятия 2-3. «Маршруты нашей школы»

2

Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)

1

Занятие 5. «Школьные старты»

1

Занятия 6-7. «Мы — команда»

2

ИТОГО: 7
2

«Моя семья — моя опора»

Занятие 8.

1

Занятие 9.

«Семья — начало всех начал»

1

Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)

1

Занятия 11-12.
«Правила счастливой семьи»

2

«История моей семьи»

ИТОГО: 5
3

«Мой выбор — моя
ответственность»

Занятие 13.

1

Занятие 14.

1

Занятие 15.

«Безопасное использование цифровых ресурсов»

1

Занятие 16. «Финансовая безопасность»

1

Занятие 17.
«Планируем бюджет»

1

«Моя гражданская позиция: почему важно выбирать»
«Цифровая грамотность и безопасность в сети»

Занятие 18.

«5 правил финансовой грамотности»

1

Занятия 19-20.
«Мы выбираем»

2

ИТОГО: 8
4

«Мои знания — моя сила»

Занятия 21-22.
«Чудеса науки»
Занятие 23.
«Эмоциональный интеллект»

2
1

Занятие 24.

1

Занятия 25.

1

«Правильные привычки: здоровое питание»
«Правильные привычки: правила безопасности»
Занятия 26-27.
«В здоровом теле — здоровый дух»

2

ИТОГО: 7

5

«Моя страна — моя история» Занятие 28.

«Аллея памяти»

1

Занятие 29.

«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
«Через года, через века помните...»

1

Занятия 31-32. «Зарница»

2

1

ИТОГО: 5
Итоговое занятие

«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»

2

ИТОГО: 34 часа

Календарно-тематическое планирование
на 2025/2026 учебный год
внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА- вместе целая страна»
№
п/п

1

2
3

4

5
6
7
8

9

Тема занятия

Коли
Модуль воспитачеств о Дата проведения
тельной программы
часов План
«Курсы внеурочной
Факт
деятельности и
дополнительного
образования»
«Моя школа-мои возможности»
7
«Какие мы?»
1
02.09
8 сентября:
Международный день
распространения
грамотности.
«Маршруты нашей школы».
1
09.09
«Маршруты нашей школы».
1
16.09
24 сентября: День
Г осударственного
герба
и
Г осударственного
флага
Республики
Крым.
«Школьные старты» (подготовка).
1
23.09
27 сентября: День
работника дошкольного
образования.
День
туризма.
«Школьные старты».
1
30.09
5 октября:
День
Учителя.
«Мы — команда».
1
07.10
15 октября: День отца в
России.
«Мы — команда».
1
14.10
«Моя семья - моя опора»
5
«История моей семьи».
1
21.10
25 октября:
Международный день
школьных библиотек.
«Семья — начало всех начал».
8 ноября: День памяти
1
11.11

погибших
при
исполнении служебных
обязанностей
сотрудников
органов
внутренних
дел
России.
10

«Правила счастливой семьи»
(подготовка).
«Правила счастливой семьи».

1

18.11

26
ноября:
День
матери в России.
«Правила счастливой семьи».
30
ноября:
День
Г осударственного
герба
Российской
Федерации.
«Мой выбор - моя ответственность»
«Моя гражданская позиция:
8 декабря:
почему важно выбирать».
Международный день
художника.
«Свобода и ответственность».
«Цифровая грамотность и
безопасность в сети».
25
декабря: День
принятия Федеральных
конституционных
законов
о
Г осударственных
символах Российской
Федерации.
27
декабря: День
«Безопасное использование
спасателя.
цифровых ресурсов».

1

25.11

1

20.12

9
1

09.12

1
1

16.12
23.12

1

30.12

17
18

«Финансовая безопасность».
«Планируем бюджет».

1
1

13.01
20.01

19

«5 правил финансовой
грамотности».

1

27.01

1

03.02

11
12

13

14
15

16

20

«Мы выбираем».

20 января - День
Республики Крым.
25 января:
День
российского
студенчества.
2 февраля:
День
разгрома
советскими
войсками
немецкофашистских войск в
Сталинградской битве.

21

22

23
24
25

26

27

28
29

30
31

«Мы выбираем».

8
февраля:
День
российской
науки;
300-летие
со
дня
основания Российской
Академии наук (1724).
«Мои знания - моя сила»
«Чудеса науки».
15 февраля: День
памяти о россиянах,
исполнявших
служебный долг за
пределами Отечества;
35 лет со дня вывода
советских войск из
Республика Афганистан
(1989).
«Чудеса науки».
23 февраля:
День
защитника Отечества.
«Правильные привычки: здоровое
питание».
«Правильные привычки: правила 8 марта:
безопасности».
Международный
женский день.
«В здоровом теле — здоровый
14 марта: 450-летие со
дня выхода первой
дух».
«Азбуки» (печатной
книги для обучения
письму и чтению)
Ивана
Фёдорова
(1574).
«В здоровом теле — здоровый
27марта: Всемирный
дух».
день театра.
«Моя страна - моя история»
«Аллея памяти».
«Живет герой на улице родной». 11
апреля:
День
Конституции
Республики Крым.
«Через года, через века
помните...».
«Зарница».
27
апреля:
День
российского
парламентаризма.

1

10.02

6
1

17.02

1

24.02

1

03.03

1

10.03

1

17.03

1

24.03

5
1
1

07.04
14.04

1

21.04

1

28.04

32
33

34

«Зарница».

1
2
1

Итоговые занятия
«Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе целая 18 мая: День памяти
жертв
депортации;
страна».
Международный день
Музеев.
1
«Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе целая 24 мая:
День
страна».
славянской
письменности
и
культуры.
Итого:
34 часа

05.05
12.05

19.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».