МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа №38 города Новошахтинска
город Новошахтинск
МБОУ ООШ №38 г.Новошахтинска
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
Пед.советом
Директор
________________________ ________________________
Алексеенко Н.Е.
Протокол №3
от «26» 08 2025 г
МБОУ
ООШ
№38
Евсеева Е.В. ________________________
Протокол №7
от «27» 08 2025 г
Ермакова Т.В.
Приказ №74
от «28» 08 2025 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мир глобальных компетенций»
для учащихся 7 класса
2025 - 2026 учебный год
Разработала:
Соколова Светлана Анатольевна
1
Новошахтинск, 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир
глобальных компетенций» подготовлена на основе - Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ:
(статьи 7, 9, 32). Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования и утвержденного приказом №373от
06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования». Письмо Министерства образования и науки РФ «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования» от 12
мая 2011 г. № 03–2960 Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.- М.:Просвещение, 2011.
Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения
ФГОС НОО и МБОУ ООШ №38 в соответствии с ФГОС НОО и ООО,
утвержденное 31.08.2015г. Положение.о рабочей программе внеурочной
деятельности в условиях введения ФГОС НОО и МБОУ ООШ №38 в
соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г. Программа
курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности.
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир глобальных
компетенций» для учащихся 8 класса рассчитана для создания развивающего
пространства, способствующего формированию универсальных учебных
действий школьников на экономическом, экологическом и
обществоведческом содержании образования при введении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(ФГОС СОО).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Естественнонаучная грамотность является одним из основных
компонентов функциональной грамотности. Данный курс направлен на
формирование глобальных компетенций среди учащихся средней
школы. Глобальные компетенции – особый вид грамотности, который
отвечает на вопрос о знаниях и умениях необходимых в будущем
каждому человеку. Цель программы - развитие функциональной
грамотности (глобальных компетенций) учащихся 8 классов как
индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Задачи курса:
2
-
развитие познавательных процессов: мышления, восприятия,
внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе
развивающего предметноориентированного тренинга;
формирование учебно-интеллектуальных
умений,
приемов
-
мыследеятельности, освоение рациональных способов ее
осуществления на основе учета индивидуальных особенностей
учащихся;
формирование собственного стиля мышления;
-
формирование учебно-информационных умений и освоение на
практике различных приемов работы с разнообразными
источниками информации, умений структурировать информацию,
преобразовывать ее и представлять в различных видах;
освоение приемов творчества и методов решения творческих
задач.
-
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане В
соответствии с планом, программа рассчитана на 1 год,
реализуется в объеме 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Содержание программы курса внеурочной деятельности с
указанием форм и видов деятельности
Раздел
Формы
Вид деятельности
Беседа
Познавательная
Тема
Разбираем смысл
компетенций.
глобальных
Тест
Основные понятия и термины, связанные Диспут
с глобальными компетенциями. Почему
человек
должен
быть
глобально
компетентным? Глобальное и локальное
в мире. Умение распознать глобальное и
локальное.
Что
такое
глобальное
мышление. Что такое критическое и
аналитическое
мышление.
Знания,
умения и отношения между людьми.
3
Познавательные
развивающие
компетенции.
задания, Сочинение
глобальные Беседа
Формирование
отношенияк глобальной
решения
проблеме. Поиск путей
Диспут
Поблемно
–
ценностное
общение,
познавательная
проблемы. Обоснование собственных
ответов и гипотез. Анализ информации по
данной
проблеме.
Оценивание
предложенной информации с точки зрения
ее отношения к определенным целям.
Обзор проблемы с разных точек зрения.
Решение
практических
задач,
развивающих глобальные компетенции.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты Обучающийся
научится:
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; – выявлять
сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; –
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
4
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в
современном обществе;
выражать и
аргументировать
собственное отношение к
роли
образования и самообразования в жизни человека;
характеризовать
общество
как
целостную
развивающуюся
(динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем;
сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской
Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться
в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и
обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и
свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от
выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав; – раскрывать
содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в
повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах
приема в образовательные организации профессионального и высшего
образования
Метапредметные результаты:
5
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
•
•
•
•
•
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально- философских позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
анализировать реальные социальные ситуации,
выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
владеть различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия)
•
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в социальной практике;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
•
•
ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя); •
планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под
руководством учителя);
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
•
работать в соответствии с предложенным планом; • сравнивать
полученные результаты с ожидаемыми; Обучающийся получит
возможность научиться:
владеть основами самоконтроля и самооценки;
•
•
осуществлять
осознанный выбор в учебной и познавательной
деятельности;
•
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•
участвовать в
совместной деятельности,
сотрудничество;
оценивать работу одноклассников;
организовывать
в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
уважительно и доброжелательно относится к другому человеку и его
мнению. Обучающийся получит возможность научиться:
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции,
сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство
(аргументы), факты;
6
•
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его.
Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы:
•
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
•
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
Обучающийся получит возможность для формирования:
•
ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности;
стремления к укреплению исторически сложившегося государственного
единства;
признания равноправия народов, единства разнообразных культур;
•
•
•
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; •
осознания необходимости поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими
поколениями.
•
•
Тематический план курса внеурочной деятельности
•
Количество учебных часов. Рабочая программа в 7
классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то
есть 34 часа в год.
•
Срок реализации рабочей учебной программы – 2025-2026 учебный год
•
В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ
ООШ№38 на 2025-2026 учебный год, расписанием занятий и
праздничными днями рабочая программа рассчитана на 35 часов
№
Тема Урока
Тематическое планирование
1.
Что такое «глобальные компетенции»?
3.
Что значит быть глобально компетентным?
2.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Структура глобальных компетенций
Какие знания
лежат в
глобальных компетенций?
Какие события
человечества?
основе
могут изменить жизнь всего
Количество
часов
1
1
1
1
Дата
02.09
09.09
16.09
23.09
1
30.09
Перечень глобальных проблем ООН
1
07.10
Мыслить глобально и действовать локально.
1
21.10
Умение распознать глобальное и локальное.
Что такое мыслить аналитически?
1
1
14.10
11.11
7
10.
Что такое мыслить критически?
1
18.11
12.
Знания, умения и отношения между людьми.
1
02.12
11.
13.
14.
15.
16.
17.
Умение мыслить аналитически и критически
Основные навыки взаимодействия с людьми
Уважение интересов и мнений
Открытость по отношению к людям других
культур
Научное объяснение явлений
20.
Применение методов естественно- научного
исследования
Интерпретация данных и использование научных
доказательств для получения выводов
Почему каждому в современном мире важно
развивать свои глобальные компетенции?
Ситуация «Добываем Марганец в Зедландии»
22.
Ситуация «Забота о животных»
18.
19.
21.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34
35
Ситуация «Здоровье»
Ситуация «Чистая вода»
Ситуация «Государство Мусорные острова»
Ситуация «Образование
в мире: право и бизнес».
Ситуация «Галапагосские острова »
Проект «Народы России»
Ситуация «Не выбрасывайте
продукты»
Ситуация «Доступность чистой
воды»
Ситуация Семейные ценности»
Ситуация «Между горами и морем»
Ситуация «Грипп»
Ситуация «Здоровье в опасности»
Ситуация «Здоровье в опасности»
Итоговое занятие
1
1
1
1
25.11
09.12
16.12
23.12
1
30.12
1
20.01
1
27.01
1
03.02
1
17.02
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13.01
10.02
24.02
03.03
10.03
17.03
24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19..05
26.05
8
9