МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38
ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____/Писек Т.И/
Протокол № 4 от
«27» августа 2024г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
______/Евсеева Е.В./
«28» августа 2024г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный эколог»
для учащихся 5, 7 класса (11, 13 лет)
2024 - 2025 учебный год
«Утверждаю»
Директор школы
_______/Ермакова Т.В./
Приказ № 70
«28» августа 2024г.
Пояснительная записка
программа учебного курса «Юный эколог» относится к предметной области
«Естественно-научные
предметы»
и
предназначена
для
организации
образовательной деятельности обучающихся в 5—9 классах.
Ценностно-смысловые
ориентиры
программы
позволяют
позиционировать российскую систему образования как одну из ведущих
систем в мире.
Сквозной целевой установкой программы является формирование
нравственных,
гуманистических
идеалов
обучающихся,
как
основы
экологического мышления и ценностного отношения к природе.
Программа направлена на развитие экологического сознания и навыков
экологически грамотного поведения: «знаю — понимаю — умею —
действую», ориентирована на осознание учащимися экологических проблем в
системе: Мир — Россия — Мой регион.
Актуальность ПООП обусловлена её направленностью на осознание
учащимися концепции устойчивого развития как модели развития
цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс
между
решением
социально-экономических
проблем
и
сохранением
окружающей среды, что приводит к пониманию ответственности за будущее
планеты и своей Родины.
Содержание
программы
предполагает
моделирование
реальных
жизненных ситуаций анализ и разрешение которых направлено на
формирование грамотности нового типа — функциональной грамотности
учащихся. Предусматривает обучение школьников методам наблюдения и
экспериментальным навыкам; развитие их исследовательских умений и
творческих способностей; включение обучающихся в социальную практику;
обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов. Что в целом
способствует формированию экологически грамотного поведения.
Программа отвечает принципам:
• гуманистической направленности — нацелена на выработку у
учащихся системы знаний-убеждений, дающих чёткую ориентацию в
системе отношений «человек-природа», как основы экологического
образования и воспитания учащихся;
• системности — задаёт ориентировочные основы формирования
системного мышления при рассмотрении учебных проблем;
• экологизации — направлена на воспитание осознанной жизненной
позиции
учащихся,
способных
стать
активными
защитниками
окружающей среды;
• функциональной грамотности — предполагает решение учебных
проблем, моделирующих реальные практические ситуации;
• регионализации — практико-ориентированные задания разработаны
на основе фактического материала о состоянии окружающей среды
регионов России;
• системно-деятельностного подхода к организации образовательной
деятельности. Более 60 % учебного материала носит практикоориентированный характер и предполагает самостоятельную работу
учащихся;
• вариативности — содержание каждого модуля может варьироваться в
соответствии с особенностями региона и образовательной среды
учебного заведения.
Содержание учебного курса «Юный эколог» направлено на осознание и
осмысление обучающимися:
• идей единства и многообразия, системности и целостности природы;
• идеи взаимозависимости природы и человека;
• идеи гармонизации системы «природа-человек».
Цель курса:
формирование и развитие у школьников:
• Экологического сознания в контексте идей устойчивого развития
природы и общества.
• Системы естественно-научных знаний, позволяющих принимать
экологически грамотные решения как одного из видов функциональной
грамотности учащихся.
• Исследовательских умений и навыков экологически грамотного
поведения.
Задачи курса:
• Формирование готовности школьников к социальному взаимодействию
по вопросам улучшения качества окружающей среды, воспитание и
пропаганда активной гражданской позиции в отношении защиты и
сохранения природы.
• Развитие интереса к экологии как научной дисциплине.
• Формирование экологических знаний, умений и культуры школьников
в ходе теоретической подготовки и проектно-исследовательской
деятельности.
• Привитие интереса к научным исследованиям на основе освоения
методов и методик по изучению состояния экосистем, организации
мониторинговой деятельности.
• Освоение методов комплексной оценки и прогноза изменений
состояния объектов социоприродной среды под влиянием
естественных и антропогенных факторов.
• Профессиональная ориентация школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса «Юный эколог» учитывает требования к результатам
освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего
образования
(далее
—
основная
образовательная
программа),
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего (полного) общего образования; наполнение фундаментального ядра
содержания общего образования; программу развития и формирования
универсальных учебных действий.
Образовательная программа курса носит модульный характер обучения.
Раздел «Экологическая культура» (5 класс) состоит из четырёх модулей.
Составляет 34 учебных часа. Раздел «Экологическая грамотность» (7 класс)
состоит из 6 модулей. Составляет 34 учебных часа. Программа каждого
модуля
обладает относительной
самостоятельностью и
может быть
использована для организации учебной деятельности автономно.
Структура курса предполагает поэтапное становление экологической
подготовки учащихся. Раздел «Экологическая культура» строится в системе:
понимаем природу — сохраняем природу —
учимся у природы
(использовать экологически чистую энергию и безотходному производству).
Раздел «Экологическая грамотность» строится в системе: сохраняем
биоразнообразие и почву — сберегаем энергию, воду атмосферу. Итогом
раздела является осмысление концепции устойчивого развития —
«Мыслим глобально — действуем локально».
В содержании курса делается акцент на усиление деятельностного
компонента, что определяется социальным заказом современного общества в
связи с возрастающим антропогенным воздействием на все природные среды
и,
как
следствие,
Предлагаемые
материала,
в
увеличивающимися
содержании
содержат
опыты,
курса
экологическими
занятия
наблюдения,
помимо
рисками.
теоретического
лабораторно-практические,
исследовательские, проектные работы по изучению экологической динамики
экосистем и их составных частей. Теоретические и практические занятия
предлагается проводить как в условиях кабинета, так и в форме полевого
практикума.
Образовательная деятельность школьников организуется в разных
формах:
Учебный проект.
Учебное исследование.
Учебная экскурсия.
Практическая работа.
Экологический мониторинг.
Социологический опрос.
Деловая игра.
Конференция.
Выполнение
и
обсуждение
итоговых
заданий
на
развитие
функциональной грамотности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Реализация
программе
курса
основной
«Юный
эколог»
школы
таких
компенсирует
предметов
как
отсутствие
в
экология
и
естествознание. Этот учебный курс использован как самостоятельный курс
(5,7 классы) внеурочной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные образовательные результаты
Обучающиеся осознают:
• ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её
ресурсов, глобальная роль человека на Земле;
• высокую степень зависимости человека от природы: человек не может
жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым
на основе морального выбора, принятию ответственности за их
результаты,
результата;
целеустремлённость
и
настойчивость
в
достижении
• необходимость
активной
жизненной
позиции
и
приобретают
мотивацию стать активными защитниками окружающей среды.
Предметные результаты
Обучающиеся осмысляют:
• существование всеобщих связей в природе; природа — единая
развивающаяся система; солнечно-земные связи как отражение общих
связей в природе;
• единство физических и химических процессов для всех проявлений
жизни; биогеохимические превращения в природе;
• различные способы постижения человеком природы; сложность путей
научного познания; логику научного познания; применение научных
знаний в практической деятельности человека;
• принципы экологически грамотного поведения; деятельность человека,
нарушающая законы природы, приводит к нарушению её целостности.
Метапредметные результаты
Обучающиеся осваивают:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
план действий;
• умение работать с учебной информацией (анализ, установление
причинно-следственных связей);
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности;
• умение применять естественно-научные знания для объяснения
окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности
жизнедеятельности, бережного отношения к природе;
• умение с достаточной чёткостью выражать свои мысли; проводить
опросы; проводить самооценку и взаимооценку деятельности и
результатов
работы;
осуществлять
презентацию
результатов
и
публичные выступления.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ «Экологическая культура». 5 класс
Модуль 1. Понимаем природу
Как появились знания о природе. Роль природы в жизни человека. Человек
учится у природы. Воздействие человека на природу. Роль человека в жизни
природы. Какие науки изучают природу. Что изучает наука экология. Почему
экологические проблемы так сложны. Природа — это система. Учимся
применять системный подход. Взаимосвязь компонентов в природе. Что
такое экосистема. Аквариум — искусственная экосистема.
Модуль 2. Сохраняем природу
Почему исчезают растения и животные. Красная книга. Как сохранить
растительный и животный мир. Проект «Сбор кормов для подкормки птиц и
зверей зимой. Организация подкормки». Экскурсия в зоопарк. Изготовление
домиков для летучих мышей. Выявление и паспортизация старовозрастных
деревьев.
Ответственность
человека
за
прирученных
животных.
Социологический опрос населения по проблеме содержания собак в городе.
Модуль 3. Учимся у природы использовать экологически чистую
энергию
Как растения получают энергию солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в
растении.
Изучаем
Многообразие
разнообразие
окраски
листьев
пигментов
у
комнатных
растительных
растений.
клеток.
Сравнение
пестролистных форм растений, выросших в разных условиях освещённости.
Как растение использует энергию солнечных лучей. Космическая роль
зелёных растений на планете. Экскурсия на луг. Экскурсия в лес.
Проект «Используем энергию Солнца».
Модуль 4. Учимся у природы безотходному производству
Природа — пример безотходного производства. Бытовые отходы как
экологическая проблема. Социологический опрос по проблеме мусора.
Исследование содержимого мусорной корзины. Способы переработки и
утилизации отходов. Раздельный сбор мусора. О чём рассказывает упаковка
товара. Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за неделю.
Экскурсия в продовольственный магазин. Как стать экологически грамотным
покупателем.
РАЗДЕЛ «Экологическая грамотность». 7 класс
Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие
Сохранение биоразнообразия — сохранение устойчивости экосистемы.
Особо охраняемые природные территории. Проект «Создаём мини-ООПТ».
Деловая игра «История деревни Бобровки». Охрана и привлечение птиц.
Искусственные гнездовья. Экскурсия по особо охраняемой природной
территории.
Модуль 2. Сохраняем почву
Почва — поверхностный слой земной коры. Экологические проблемы
сохранения почвы. Экскурсия «Исследуем почву». Определяем кислотность
почвы. Значение плодородия почвы. Определяем механический состав почвы
и
содержание
гумуса
в
почве.
Влияние
вытаптывания
почвы
на
растительность.
Модуль 3. Сберегаем энергию
Экологические проблемы использования энергии. Выясняем мощность,
потребляемую
электробытовыми
приборами,
и
учимся
экономить
электроэнергию. Анализируем затраты электроэнергии и учимся экономить.
Проект «Экологическое просвещение по проблеме энергосбережения».
Модуль 4. Сберегаем воду
Самое распространённое на Земле вещество. Проблема сохранения водных
ресурсов. Сохранение воды. Способы очистки воды в лаборатории.
Лабораторное исследование воды из природного водоёма. Биоиндикация и
биотестирование воды. Проект «Экологическое просвещение по проблеме
рационального использования воды».
Модуль 5. Сберегаем атмосферу
Проблема загрязнения атмосферы. Проект «Экологическое просвещение по
проблеме
рационального
использования
транспорта».
Биоиндикация
загрязнения воздуха. Изучение потока автомобилей на улице. Исследуем
влияние деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе. Оценка
состояния зелёных насаждений.
Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально
Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски.
Концепция устойчивого развития. Моя страна: мечтай, узнавай, действуй!
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Экологическая культура» 5 класс
№
п/п
1
Количество часов
Практические
Всего
работы
Наименование разделов и тем
программы
Модуль1. Понимаем природу
Модуль 2. Сохраняем природу
Модуль 3. Учимся у природы
3
использовать экологически чистую
энергию
Модуль 4. Учимся у природы
4
безотходному производству
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2
9
3,5
9
6
8
5
8
3
34
17,5
«Экологическая грамотность» 7 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов и
тем программы
Модуль
1.
Сохраняем
Количество часов
Всего
Практические работы
биоразнообразие
6
4
Модуль 2. Сохраняем почву
6
4
5
4
6
4
7
4
3
2
33
22
Модуль 3. Сберегаем
энергию
Модуль 4. Сберегаем воду
Модуль 5. Сберегаем
атмосферу
Модуль 6. Мыслим глобально
— действуем локально
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты обучения
представлены тремя блоками: личностные, предметные и метапредметные.
Личностные
результаты
освоения
программы
предполагают
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению,
сформированность
целенаправленной
познавательной
их
мотивации
деятельности,
к
обучению
системы
и
значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих
личностные
и
гражданские
позиции
в
деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и
строить жизненные планы.
Предметные результаты освоения программы направлены на
освоение обучающимися теоретического материала, а также формирования
специфических для данной предметной области умений. Предусматриваются
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
преобразованию и применению этих знаний в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях. Кроме того, предметные результаты
включают формирование научного типа мышления, научных представлений
о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Метапредметные
результаты
подразумевают
овладение
различными видами деятельности по получению нового знания (умение
добывать
информацию
систематизировать
интерпретировать,
и
умело
из
различных
анализировать,
применять
источников,
критически
на
практике).
обобщать,
оценивать
Помимо
и
того,
метапредметные результаты подразумевают определение проблем и причин
их возникновения; способность формировать и отстаивать собственное
мнение; выявлять причинно-следственные связи различных процессов,
принимать решения по их устранению; использование коммуникативных
навыков при разработке стратегии решения экологических проблем, умение
работать в команде, аргументировать и представлять свою позицию в форме
проектов, презентаций и другие.
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Ученик научится»,
ориентируют на то, какие уровни освоения учебных действий с изучаемым
опорным учебным материалом ожидают от учащегося. В этот блок включён
базовый круг учебных вопросов и задач, овладение которыми необходимо
для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены
подавляющим большинством обучающихся.
В блоке «Ученик получит возможность научиться» приводятся
планируемые результаты повышенного уровня, характеризующие систему
учебных
действий
углубляющих
в
отношении
понимание
знаний,
основного
умений,
учебного
расширяющих
материала.
и
Уровень
достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы,
могут продемонстрировать только отдельные наиболее способные и
мотивированные на обучение школьники
Личностные результаты освоения курса
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности
его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки экология и
смежный с ней наук.
Выстраивание собственного целостного мировоззрения.
Осознание потребности и готовности к самообразованию.
Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения сохранения здоровья.
Оценивание экологического риска во взаимоотношениях человека и
природы.
Формирование экологического мышления: умения оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды.
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащимся важно знать/понимать:
Чему учится человек у природы. Что изучает экология. Почему
экологические проблемы так сложны.
Что природу можно рассматривать как систему. О взаимосвязи
компонентов природы. Что такое экосистема.
Причины, по которым сокращается богатство флоры и фауны. Зачем
нужна Красная книга, и какие биологические виды в нее занесены. Роль
ботанических садов и зоопарков в деле сохранения растений и животных.
Какими
путями
можно
сохранить
многообразие
природы.
Правила
содержания животных.
Какой экологически-чистый источник энергии используют растения.
Как образуются органические вещества в природе. Как можно использовать
солнечную энергию.
Почему в природе не образуются отходы. Почему накапливаются
отходы в результате деятельности человека и чем они опасны. Что такое
классы опасности отходов и какие они бывают. Какие существуют пути
утилизации
твердых
коммунальных
отходов
(ТКО),
какой
из
них
предпочтительнее и почему. Что такое экомаркировка.
Что такое биоразнообразие, и для чего его нужно сохранять. Что
приводит снижению биоразнообразия, и какими путями оно сохраняется.
Что относится к особо охраняемым природным территориям.
Что такое почва, из чего она состоит и как она образуется. От чего
зависит плодородие почвы. Какие бывают почвы, и чем они отличаются.
Какие опасности угрожают почве и как ее сохранить.
Об экологических проблемах использования тепловой и электрической
энергии. О том, какие традиционные и альтернативные источники энергии
используются, их достоинствах и недостатках. Сколько и на какие цели
затрачивается
электрическая
энергия
в
быту.
Как
минимизировать
экологический вред при использовании тепловой и электрической энергии.
Какие уникальные свойства есть у воды, позволившие стать основой
жизни на Земле. О запасах пресной воды есть на Земле. Сколько мы
расходуем воды и на что. Какие бывают загрязнители воды и как они влияют
на живые организмы и экосистему в целом. Как происходит самоочищение
водоемов и почему оно не всегда может справиться с загрязнением. Как
очистить воду и как предотвратить попадание вредных веществ в воду.
Какие загрязнители атмосферы существуют. Как они влияют на наше
здоровье и окружающую среду. Что такое парниковые газы и как они влияют
на изменение климата. Как образуются в атмосфере пыль, аэрозоль, смог и
чем они опасны. Какие существуют биоиндикаторы чистоты воздуха. Как
повлиять на сохранение чистоты воздуха.
Значение понятия «экологический мониторинг», его цели, особенности
его организации и проведения, историю развития. Виды и подсистемы
экологического
мониторинга,
принципы
классификации
видов
экологического мониторинга.
Основные методы экологического мониторинга. Методы и методики
исследования загрязнения объектов окружающей среды.
Понятие
о
биоиндикации.
Виды
биоиндикации.
Понятие
о
фитоиндикации и фитоиндикаторах. Возможности методов фитоиндикации.
Морфологические изменения растений, используемые в биоиндикации.
Виды
растений
и
животных,
являющихся
индикаторами
состояния
окружающей среды. Знать содержание этапов картирования загрязнения.
Понятие
о
лишайниках
и
методе
лихеноиндикации.
Строение
лишайника. Типы лишайников. Влияние химических веществ на лишайники.
Изменения на морфологическом и анатомо-физиологическом уровнях.
Методы учёта лишайников. Достоинства и недостатки лихеноиндикации как
метода изучения загрязнения окружающей среды.
Понятие о флуктуирующей асимметрии. Асимметрия листового
аппарата как показатель стрессовых факторов. Требования к видамбиоиндикаторам. Методы оценки стрессового воздействия на растения:
морфологические и физиолого-биохимические. Модельные объекты.
Понятие
о
газоустойчивости
и
газочувствительности
растений.
Адаптация растений к действию газов. Механизмы устойчивости растений
неблагоприятным факторам. Биологическая, анатомо-морфологическая и
физиолого-биохимическая
газоустойчивость.
Влияние
климатических
условиях территории на газоустойчивость растений. Группы устойчивости
растений.
Что снежный покров может выступать индикатором процессов
закисления природных сред. Методика работы со снежными пробами.
Количественное и качественное определение загрязняющих веществ.
Понятие о гидробиологическом анализе. Гидробиологический анализ
как биологический метод оценки качества воды. Показатели степени
загрязнения. Расчётные индексы в экологическом мониторинге.
Особенности
населения
почвы
и
факторы
его
разнообразия.
Содержание методики работы с пробами зообентоса. Влияние техногенного
загрязнения на почвенных беспозвоночных. Основы фаунистической
биоиндикации.
Учащимся важно уметь:
Осуществлять
энергосбережения,
эколого-просветительские
сохранения
почв,
проекты
мусора.
по
проблемам
Разрабатывать
проекты
озеленения своего микрорайона. Выполнять практические проекты по
озеленению пришкольной территории, сохранению биоразнообразия.
Работать со специальным лабораторным оборудованием. Работать с
записями, отчётами дневников исследований как источниками информации.
Проводить социологические опросы по проблемам содержания домашних
животных, твердых коммунальных отходов, рационального использования
воды в быту.
Подсчитывать
количество
сэкономленных
ресурсов
и
уменьшения
количества выброса вредных веществ при переработке ТКО. Извлекать
необходимую информацию из обозначений на упаковке товаров для его
дальнейшей утилизации; Быть экологически грамотным покупателем;
Правильно проводить раздельный сбор ТКО.
Подсчитывать энергопотребленние. Экономить электроэнергию и воду в
быту.
Определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризуемых объектов, сред обитания. Определять физико-химические
параметры изучаемых объектов и сред обитания. Проводить картирование
загрязнённых участков.
Оценивать степень загрязненности воды, состояние чистоты воздуха и
почвы,
основываясь
на
состоянии
биоиндикаторов.
Проводить
биоиндикацию чистоты воздуха с помощью лишайников и сосны
Осуществлять мониторинг загрязнения различных сред обитания (наземновоздушной, водной, почвенной) на основе применения адекватных методов
исследования. Исследовать поток автомобилей и оценивать их влияние на
количество смога.
Проводить оценку состояния среды на основе метода флуктуирующей
асимметрии.
Проводить оценку состояния древесной растительности. Осуществлять
изучение
состояния
газоустойчивости
растительности
территории.
древесно-кустарниковой
Составлять
растительности.
карты
Определять
возможность деревьев и кустарников снижать количество пыли в воздухе.
Очищать воду от посторонних примесей. Определять класс качества вод на
основе применения методов фито- и зооиндикации. Использовать методы
биоиндикации и биотестирования для определения качества воды. Оценивать
экологическое состояние водоёма.
Определять механический состав почвы, её влажность, цвет, сложение.
Проводить простейшее химическое исследование почвы. Определять
кислотность почвы. Устанавливать зависимость между физико-химическими
свойствами почвы и численностью беспозвоночных. Проводить экспрессметоды оценки токсичности почвенной среды с помощью биотестов.
Проводить социологические опросы по проблемам содержания домашних
животных, твёрдых коммунальных отходов, рационального использования
воды в быту и др.
Метапредметные результаты обучения
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя
следующий спектр умений:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать задачи в учебно-познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Целеполагание —
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Планирование — определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и
последовательности действий. Прогнозирование — предвидение результатов
и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Контроль — сравнение способов действий и результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем,
товарищами.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения. Оценка — выделение и осознание
учащимися того, что уже усвоено и что необходимо усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора. Саморегуляция — способность к
мобилизации сил, воли и преодолению препятствий.
Регулятивные УУД
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
− целеполаганию,
− самостоятельно
ставить
новые
включая постановку целей, учебные цели и задачи;
преобразование практических
задач в познавательные;
самостоятельно,
учитывать
− самостоятельно
достижения цели на основе
поставленных
действий
условия
и
и
адекватно
средства
их
− выделять
альтернативные
способы
учителем достижения цели и выбирать наиболее
выполнения эффективный способ;
при
нового материала;
− планировать
достижения целей;
изучении
− осознанно
управлять
своим
поведением и деятельностью, направленной
пути на достижение поставленных целей;
− осуществлять рефлексию в отношении
− устанавливать целевые действий
приоритеты;
полно
условия достижения;
анализировать
ориентиров
− при планировании достижения целей
по
решению
познавательных задач;
учебно-
− адекватно
− адекватно
самостоятельно
правильность
действия
оценивать возможности
выполнения определённой
и
оценивать
свои
достижения
цели
сложности
в
различных
вносить сферах самостоятельной деятельности;
необходимые коррективы;
− прилагать
− прогнозировать
волевые
усилия
и
преодолевать трудности на пути достижения
развитие процесса.
намеченных целей.
Познавательные универсальные учебные действия предполагают
формирование таких умений, как:
1. Умение определять понятия, проводить обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить на их основе логические рассуждения, умозаключения (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать различные формы
представления учебного материала (текст, знаки, символы, модели, схемы и
др.) для решения учебно-познавательных задач.
3. Формирование
и
развитие
экологического
мышления,
умение
применять экологические знания в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
4. Владение знаниями поиска информации при работе с различными
информационными источниками.
Познавательные УУД
Ученик научится
− планировать
выполнять
исследование
проект,
оборудование,
Ученик получит возможность научиться
и
− ставить проблему, аргументировать её
учебное актуальность;
и
учебный
− самостоятельно проводить исследование
используя на основе применения методов наблюдения
модели, и эксперимента;
методы
и
адекватные
приёмы,
− выдвигать
исследуемой закономерностях
проблеме;
о
связях
событий,
и
процессов,
объектов;
− проводить наблюдение
и
гипотезы
эксперимент
− организовывать исследование с целью
под проверки гипотез;
руководством учителя;
− осуществлять
наиболее
− делать умозаключения (индуктивное и
выбор по
аналогии)
и
выводы
на
основе
эффективных аргументации;
способов решения задач в
− самостоятельно
задумывать,
зависимости от конкретных планировать
и
условий;
учебный
исследование,
выполнять
и
учебное
социальный
− обобщать понятия — проект;
осуществлять
операцию
логическую
перехода
− осуществлять самостоятельный поиск
от необходимой
информации
в
различных
понятия с меньшим объёмом источниках (нормативно-регламентирующей
к
понятию
с
большим литературе,
объёмом;
справочниках,
научно-
популярных изданиях, ресурсах Интернета и
− выбирать
источники др.
источниках)
и
применять
ее
при
информации (статистические, проведении собственных исследований;
текстовые,
видео-
и
− осознавать
фотоизображения,
достоверность
свою
ответственность
полученных
знаний,
за
за
компьютерные базы данных), качество выполненного проекта.
адекватные
решаемым
задачам.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками.
Планирование
учебного
сотрудничества с учителем и одноклассниками — определение цели,
функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов —
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
2. Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов
друг
друга.
Разрешение
конфликтов
выявление,
—
идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация. Управление поведением партнёра —
контроль, коррекция, оценка его действий.
3. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Коммуникативные УУД
Выпускник научится
Ученик
получит
возможность
научиться
− устанавливать и сравнивать
− учитывать разные мнения, интересы
разные точки зрения при выборе и обосновывать собственную позицию;
решения;
формулировать
− понимать относительность мнений и
собственное мнение и позицию, подходов к решению проблемы;
аргументировать
и
− брать
на
координировать её с позициями организации
себя
инициативу
совместного
в
действия
партнёров в сотрудничестве при (деловое лидерство);
выработке общего решения в
совместной деятельности;
− организовывать
планировать
− оказывать поддержку и содействие
партнёрам по совместной деятельности;
и
− продуктивно разрешать конфликты
учебное на основе учёта интересов и позиций
сотрудничество с учителем и всех участников, осуществлять поиск
сверстниками, определять цели и альтернативных способов разрешения
функции участников, способы конфликтов; договариваться и приходить
взаимодействия;
планировать к
общему
решению
в
совместной
деятельности, в том числе в ситуации
общие способы работы;
столкновения интересов;
− задавать
вопросы,
− осуществлять
коммуникативную
необходимые для организации рефлексию как осознание оснований
собственной
деятельности
и собственных
сотрудничества с партнёром;
− осуществлять
контроль
и
сотрудничестве
коммуникации
как
ориентир
для
использовать построения действия;
различных
− следовать
морально-этическим
и
коммуникативных психологическим принципам общения и
владеть
письменной
устной
речью;
монологическое
и сотрудничества на основе уважительного
строить отношения к партнёрам, внимания к
контекстное личности
высказывание;
другого,
адекватного
межличностного восприятия, готовности
− осуществлять
оценку
контроль, оказывать помощь и эмоциональную
действий поддержку
партнёра, уметь убеждать;
рефлексии.
процессе
необходимую полно передавать партнёру необходимую
речевые средства для решения
− основам
− в
информацию
− адекватно
коррекцию,
действий
в достаточно точно, последовательно и
взаимопомощь;
задач;
и
партнёра;
взаимный
оказывать
действий
достижения
коммуникативной деятельности.
партнёрам
общей
цели
в
процессе
совместной
Календарно-тематическое планирование
«Юный эколог» 5 класс
Кол-во часов
№
Название темы
Основное содержание
п/п
1
2
3
4
5
6
Теоретическ Практически
их
Модуль1. Понимаем природу
(9 ч)
Как появились научные знания Появление знания о природе. Безграничность
о природе. Роль природы в процесса познания. Роль природы в жизни
жизни человека
человека. Лекарственные растения. Животные
— помощники и друзья человека
Воздействие
человека
на Воздействие человека на природу. Роль
природу
человека в жизни природы
Проект «Озеленение пришкольной Проект «Озеленение пришкольной
территории»
территории»
Что изучает наука экология. Науки, изучающие природу. Экология.
Почему экологические проблемы Экологические проблемы. Саморегуляция, как
так сложны
важное свойство природы. Последствия
экологических проблем. Экологические
проблемы в России
Природа — это система
Система. Компоненты системы. Природа —
открытая и развивающаяся система
Взаимосвязь
компонентов
в Взаимосвязь компонентов природы. Влияние
природе
деятельности человека на взаимосвязи в
Дата
х
1
02.09
1
09.09
1
16.09
1
23.09
1
07.10
1
14.10
7
8-9
10
11
12
13
14
1516
17-
природе
Что такое экосистема. Аквариум — Экосистема.
Компоненты
экосистемы.
искусственная экосистема
Производители. Потребители. Разрушители.
Пищевые цепи. Практическая работа
«Аквариум как система»
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциональной
Природа — наш дом. Экология — грамотности
наука о доме. Экологические
проблемы Земли.
Модуль
2.
Сохраняем
природу (15 ч)
Красная книга
Международный союз охраны природы. О чём
рассказывает Красная книга. Красная книга
Российской Федерации
Как сохранить растительный и Деятельность человека, направленная на
животный мир
сохранение
природы.
Общественные
организации по охране природы
Сбор кормов для подкормки птиц Проект «Сбор кормов для поддержки птиц ».
зимой.
Организация подкормки.
Выявление
и
паспортизация Практическая работа «Поиск, выявление и
старовозрастных деревьев
паспортизация старовозрастных деревьев
Ответственность человека за Порода. Домашние животные. Правила
приручённых животных
ухода за домашними животными
Социологический опрос населения Социологический опрос населения по
по проблеме содержания собак в проблеме содержания собак в городе
городе
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциональной
Сохраняем природу.
грамотности
1
0,5
21.10
2
11.11
18.11
1
25.11
1
02.12
1
09.12
1
16.12
1
23.12
2
13.01
2
20.01
27.01
18
19
20
21
22
23
24
2526
Красная
книга.
Значение
сохранения разнообразия видов
растений и животных.
Модуль 3. Учимся у природы
использовать экологически
чистую энергию (8 ч)
Как растение получает энергию Использование
организмом
энергии.
солнечных лучей
Растительные пигменты. Хлорофилл. Влияние
цвета световых лучей на жизнедеятельность
растений и водорослей
Изучаем хлорофилл в растении. Практическая работа.
Изучаем разнообразие пигментов Внутренние строение листа. Хлоропласты
растительных клеток
Многообразие окраски листьев Практические работы «Многообразие
у
комнатных
растений. окраски листьев у комнатных растений»,
Сравнение
пестролистных «Сравнение
пестролистных
форм
форм растений, выросших в растений, выросших в условиях различной
разных условиях освещённости освещённости»
Как растение использует энергию Крахмал. Фотосинтез
солнечных лучей
Космическая
роль
зелёных Вещества органические и неорганические.
растений на планете
Отличие
органических
веществ
от
минеральных
Проект «Используем энергию Использование солнечного света в солнечных
Солнца»
печах. Проект «Используем энергию Солнца»
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциональной
Сохраняем энергию. Кладовые грамотности
солнца:
леса
и
болота
1
03.02
1
10.02
1
17.02
1
24.02
1
03.03
1
10.03
2
17.03
07.04
27
28
29
30
31
32
33
34
Подмосковья. Основные причины
экологических проблем лесных
зон. Защита растений.
Модуль 4. Учимся у природы
безотходному производству
Природа — пример безотходного
производства
Бытовые отходы как экологическая
проблема
Исследование
содержимого
мусорной корзины
Способы
переработки
и
утилизации отходов
Раздельный сбор мусора
Круговорот веществ в природе. Загрязнение
окружающей среды. Отходы
Бытовые отходы. Сроки разложения отходов в
природе. Степень опасности разных отходов
для окружающей среды
Исследование состава бытовых отходов.
Практическая работа
Проблемы ликвидации мусора. Способы
утилизации твёрдых коммунальных отходов
Правила сортировки отходов. Обозначения на
контейнерах для сбора твёрдых коммунальных
отходов
Экскурсия «Продовольственный магазин. Как
стать экологически грамотным покупателем»
Экскурсия в продовольственный
магазин. Как стать экологически
грамотным покупателем
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциональной
Бытовые отходы — мировая грамотности
проблема. Стратегия решения
проблемы ТКО в России.
1
14.04
1
21.04
1
28.04
1
05.05
1
12.05
1
19.05
1
26.05
Календарно-тематическое планирование
«Юный эколог» 7 класс
Кол-во часов
№
Название темы
Основное содержание
п/п
1
2
Теоретическ Практически
их
Модуль 1. Сохраняем
биоразнообразие (6 ч)
Сохранение биоразнообразия —
сохранение
устойчивости
биосферы
Особо охраняемые природные
территории
3
Проект «Создаём мини-ООПТ»
4
5-6
Экскурсия по особо охраняемой
природной территории
Итоговое обобщение
Сохранение
биоразнообразия
планеты.
7
Модуль 2. Сохраняем почву (6
ч)
Дата
х
Биологическое разнообразие. Мониторинговые
исследования
1
05.09
Особо охраняемые природные территории
(ООПТ):
государственные
природные
заповедники, национальные парки, природные
парки, государственные природные заказники,
памятники природы, дендрологические парки и
ботанические сады
Проект «Создаём свою мини-ООПТ»
1
12.09
Экскурсия по особо охраняемой природной
территории
Задания на формирование функциональной
грамотности
1
19.09
1
26.09
2
03.10
10.10
8
Почва — поверхностный слой
земной коры
9
Экологические проблемы
сохранения почвы
Значение плодородия почвы.
Определяем механический состав
почвы и содержание гумуса в
почве
Влияние вытаптывания почвы на
растительность
Итоговое обобщение
Основные причины деградации
почв. Защита почв.
Модуль 3. Сберегаем энергию
(5 ч)
Экологические проблемы
использования энергии
Выясняем мощность,
потребляемую электробытовыми
приборами и учимся экономить
электроэнергию
10
11
1213
14
15
16
17-
Проект «Экологическое
просвещение по проблеме
энергосбережения»
Итоговое обобщение
Сберегаем энергию в своём
Почвоведение. Обитатели почвы. Состав и
особенности почвы. Плодородие почвы. Роль
животных в образовании почвы
Почвообразование. Причины разрушение
почвы
Практические работы «Значение плодородия
почвы», «Определение механического состава
почвы», «Определение содержания гумуса в
почве»
Практическая работа «Определение влияния
вытаптывания почвы на растительность»
Задания на формирование функциональной
грамотности
1
17.10
1
24.10
Использование энергии живыми организмами.
Использование энергии человеком
Использование электроэнергии в быту.
Бытовые электрические приборы, классы
энергоэффективности. Практическая работа
«Исследование энергопотребления бытовых
приборов»
Проект «Экологическое просвещение по
проблеме энергосбережения»
1
Задания на формирование функциональной
грамотности
1
07.11
14.11
1
21.11
2
28.11
05.12
12.12
1
19.12
1
26.12
2
09.01
16.01
18
доме
Модуль 4. Сберегаем воду (6)
20
Проблема сохранения водных
ресурсов
Сохранение воды
21
Способы очистки воды в
19
лаборатории
22
23
24
2526
Проект «Экологическое
просвещение по проблеме
рационального использования
воды»
Итоговое обобщение
Значение воды. Охрана воды.
Вода — стратегический запас
Самоочищение водоёмов. Экосистема водоёма.
Различные виды загрязнений воды
Очистка сточных вод. Способы очистки
воды. Экономия воды
Практические работы «Очистка воды
фильтрованием», «Разделение жидкостей с
помощи делительной воронки»
Проект «Экологическое просвещение по
проблеме рационального использования воды»
1
23.01
1
30.01
Задания на формирование функциональной
грамотности
Модуль 5. Сберегаем
атмосферу (5)
Проблема
загрязнения Виды загрязнений. Источники загрязнения
атмосферы
атмосферы: естественные (природные) и
искусственные (антропогенные)
Проект
«Экологическое Влияние транспорта на атмосферу.
просвещение
по
проблеме Проект «Экологическое просвещение по
рационального использования проблеме рационального использования
транспорта»
транспорта»
1
06.02
1
13.02
2
20.02
27.02
1
06.03
1
13.03
20.03
27
28
2930
31
32
3334
Биоиндикация
воздуха
загрязнения Биоиндикация.
Лишайники
как
биоиндикаторы
чистоты
воздуха.
Лихеноиндикация. Практические работы
«Оценка чистоты воздуха методом
лихеноиндикации»,
«Определение
чистоты воздуха по хвое сосны»
Оценка состояния зелёных Практическая работа «Оценка состояния
насаждений
зелёных насаждений»
Итоговое обобщение
Задания на формирование функциональной
Экологические
проблемы грамотности
атмосферы. Охрана атмосферы
Модуль 6. Мыслим глобально
— действуем локально (3)
Глобальные
проблемы Пути решения глобальных проблем. Задания
современного мира. Глобальные на
формирование
функциональной
экологические риски
грамотности
Концепция
устойчивого Концепция
перехода
Российской
развития
Федерации к устойчивому развитию
Задания на формирование функциональной
грамотности
Моя страна: мечтай, узнавай, Экологический рейтинг регионов России.
действуй!
Путь
к
устойчивому
развитию.
Экологические угрозы.
Задания на формирование функциональной
грамотности
1
03.04
1
10.04
1
17.04
24.04
1
15.04
1
22.05
2
13.05
20.05
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Приборы:
цифровая лаборатория «Архимед», микроскоп, лупа.
Оборудование демонстрационное:
персональный компьютер, проектор.
Оборудование учебное:
Пробирки, химические стаканы, ступка и пестик, спиртовка, воронка,
фильтровальная бумага, штативы, стеклянные палочки, колбы, установка
«водяная баня», чашка фарфоровая, стеклянная палочка с резиновым
наконечником, ложечка-дозатор (шпатель), мерный цилиндр (10мл) или
мерная
пробирка,
универсальная
бумага
со
шкалой
значений
рН,
фильтровальная бумага, предметные и покровные стекла, препаровальные
иглы, пипетки, лопата, совок, рулетка, чашечные весы с разновесами, рамкапалетка, закидная драга, скребок, мерная метровая линейка, циркульизмеритель.
Реактивы:
Тиоцианат
аммония,
азотная
кислота,
перекись
водорода,
дистиллированная вода, нитрат серебра, азотная кислота, хлорид калия,
хромат калия, гидроксид калия, дифениламин, серная кислота, уксусная
кислота, йод.