РП факел 7 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования РО
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ ООШ №38 г.Новошахтинска
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам.директора

Директор

________________________ ________________________ ________________________

Писек Т.И.
Протокол № 4
от «27» 08 2024 г.

Евсеева Е.В.
Ермакова Т.В.
Протокол №28
Приказ №70
от «28» 08 2024 г.
от «28» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Факел»
(учебный предмет, курс)
7 класс
уровень общего образования (класс)
основное общее
Количество часов 34 часа.
Учитель: Клименко Людмила Павловна Высшая категория
(ФИО, категория)

2024- 2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана:
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования";
- в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- на основе основной образовательной программой основного общего образования
МБОУ ООШ № 38 города Новошахтинска.
-Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического
конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П.
В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной
деятельности (начальное и основное образование) « под редакцией В.А.Горского,
Москва “Просвещение”, 2011 г.
-учебного плана МБОУ ООШ № 38 г. Новошахтинска на 2024-2025 учебный год
- положения ОУ «О рабочих программах»
По учебному плану на изучение курса выделено 34часа. Программа рассчитана на
проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает
учебники и методические рекомендации для учителя и учащихся:
1. Вансалова Е. Воспитание школьников. 2014.№5 С 4-6.
2. Великовская Г.В. Культурно-образовательная деятельность (Сборник трудов
творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/
Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М.,
2001. С 89-96.
3. Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях,
М., 1977.
4. Крицына Л. И. Детский музейный центр // Материальная база культуры: Науч.информ. сб. Вып!.М.,2001.
5. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная
дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М.,
1997. 6. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту
самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно
исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность
художественного музея. Вып.У1СПб.,2000.
6. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.
Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в
краеведческом музее. - М., 2001.
Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать
музей?).М.,2003.

Цели :
- патриотическое воспитание учащихся, реализация их прав на полноценное
духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность комнаты
боевой славы.
-формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданинапатриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности, личности с
широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким
уровнем знаний, личности, от интеллектуального, политического, культурного
уровня которой во многом зависит будущее общества.
-воспитание гражданина любящего свою семью, школу, село, Россию.
Задачи:
- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно - познавательной
деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу,
так и народу, живущему рядом;
- воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих
поколений;
- сохранение исторического наследия и исторической памяти;
- сохранение лучших традиций школы, района;
- развитие деятельности учащихся по охране памятных дат, памятников истории и
культуры родного края;
- пополнение и обновление музея материалами, связанными с историческими
событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями,
праздниками;
- организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, экскурсий;
- укрепление сотрудничества с музеями и комнатами боевой славы других школ,
библиотеками, музеями ;
- привлечение к работе учителей, общественности
Одной из основных задач школьного музея является воспитание
патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь
времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в
организации учебно - воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас,
воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не
исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств
своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры,
которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи,
школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств
отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге
складывается история человеческого общества.
Основополагающим для музейной теории и практики является принцип
историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий:
рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с
точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение
истории в свете современности.
Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при
котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний,
удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по внеурочной деятельности по краеведению разработана на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с
учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной
образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа
конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение
учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность
изучения тем (разделов, глав) курса внеурочной деятельности с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
психолого-физиологических и возрастных особенностей учащихся:
Личностные результаты:
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание
чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,
независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой
жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений
среды обитания.
Метапредметные результаты:
-познавательные - как способность применять для решения учебных и
практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение,
анализ, доказательства и др.);
Учащиеся научатся:
-работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными,
устными и информационными источниками;
-находить и осуществлять отбор нужной информации;
- анализировать источники по заданным критериям;
-высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
-наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
-находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;
-сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени
или в другом географическом пространстве;
-выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
-вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской
работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по
сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации
социально значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение
может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий,
практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.
-регулятивные как владение способами организации, планирования различных
видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),
понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме
речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение
рассуждением, описанием повествованием.
3. Содержание курса внеурочной деятельности .
Организация внеурочной деятельности учащихся строится на основе системно деятельностного подхода, который предполагает:
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие
личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира;
• опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- проблемно-диалогическую технологию, технологию мини - исследования;
-технологию организации проектной деятельности,
-технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Методы
обучения:
-объяснительно-иллюстративный (устное изложение материала - лекции),
-метод демонстрации (использование схем, карт, портфолио),
-наглядный- посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг,
буклетов, фотографий ;
-поисковый- сбор информации по заданной теме.
-исследовательский метод- изучение документальных и вещественных предметов
из
фондов
школьного
музея
для
развития
мыслительной,
интеллектуально-познавательной деятельности)
Формы работы в школьном музее
Учебная работа:
Воспитательная работа:
- практическая
работа
на
- кружки, экскурсии, походы;
местности;
- туристические поездки;
- учебные экскурсии вне музея;
- встречи, читательские конфе- уроки в музее;
ренции вне музея;
-экскурсии в музее;
- встречи, сборы, собрания;
- экскурсии, встречи в музее
- самостоятельное изучение.
-творческие задания;
Средства обучения:
-Мероприятия, беседа, презентация, защита проекта, реферата, экскурсия, игра,
культпоход.
- Творческие дела- фестивали, слёты, тематические недели.
- Конкурсы рисунков, презентаций, выставки поделок, оформление экспозиций
музея школы.
- Игры.
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровье сберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- технология опорных конспектов;
- информационные технологии.
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности
обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, диспут,
опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков,
умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность,
самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и
практических задач; способствует практической реализации познавательной
деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.
Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
Содержание курса внеурочной деятельности :
Место курса в учебном плане:
По программе 34 недели по 1 часу в неделю. Всего 34 часа. В 2024-2025 учебном
году будет проведено 33 часа, т.к. 08.05 выходной день
Содержание работы совета школьного музея «Факел» МБОУ ООШ №38 г.
Новошахтинска
на 2024 - 2025 учебный год:
1.Оргаизационные мероприятия:
-Отчет совета музея за прошедший год;
- Выборы актива музея;
- Составление плана работы на год, перспективные планы работы музея;
- Подведение итогов, перспективное планирование.
2. Экскурсионно - выставочная работа:
-Подготовка новых экскурсоводов;
- Экскурсии по теме:
а) История нашего посёлка, и нашего города;
б) История школы;
в) ВОВ;
г) Наше культурное наследие ( о казачестве).
3. Научно - фондовая работа;
- Пополнение экспозиций и фондов музея;
- Инвентаризация фондов музея;
4. Научно - просветительская работа:
- Встречи с участниками войн;
- Познавательные игры, конкурсы, выставки, акции;
- Уроки мужества, классные часы, презентации, выставки;
- Дни открытых дверей.
3. Тематический план курса внеурочной деятельности.
Количество учебных часов.
Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении
учебного года, то есть 34 часа в год.
Срок реализации рабочей учебной программы – 2024-2025 учебный год.
В 2024 -2025 учебном году программа будет реализована за 33 часа, т к 1 час выпадает
на праздничный день 01.05.2025 г.

Срок реализации рабочей учебной программы - 1 учебный год..
Раздел, тема раздела
Количество
В том числе

№
п/
п

часов

1.
2.
Тема2.

Вводные занятия
Источники изучения
прошлого, настоящего
и будущего своего края.

Настоящ

2
11

3 Организация поиска, сбора
и изучения материала
краеведения

10

4 Легенды и были родного
края

10

Экскурсии в
музей, уроки
мужества,
беседы, встречи,
Инвентаризация, классные часы.
Пополнение
экспозиций
Встречи, игры,
конкурсы, выставки,
презентации, уроки
мужества, классные

Итого

33

часы.

Календарно - тематическое планирование кружка «Факел»

№
п/п

№

Содержание

урока

Колво
часов

Дата

1.Вводные занятия(2ч)
1
2

1
2

Что такое краеведение и каково его назначение в
духовно-нравственном развитии ученика.
Что такое свой край, своя местность,
ближняя (малая) родина. Границы края, их
формирование, условность, подвижность..

05.09

1

12.09
1

2.Источники изучения прошлого, настоящего и будущего своего края.(11ч)
3

4

1

2

Знакомство с источниками знаний о своей
местности. Виды источников изучения родного
края.
Экскурсия на местности
Памятники созданные для увековечивания
исторических событий.

19.09
1
26.09
1

5
6
7

3
4
5

Экскурсия на местности. Памятники природы.
Экскурсия в краеведческий музей . Знакомство с
предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и
описание.

1
2

8

6

Письменные источники. Рукописные
памятники (экскурсия).

1

9
10

7
8

Занятие в библиотеке. Устные источники:
былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки.
Печатные материалы: газеты и журналы.

11
12
13

9
10
11

03.10
10.10
17.10
24.10

2
07.11
14.11

2

Подготовка проекта "Моё открытие
родного края"(на основе сбора воспоминаний и
вещественных источников
у населения своей местности с последующим
описанием).

3

21.11
28.11
05.12

3. Организация поиска, сбора и изучения
материалов краеведения (9 ч)
14
15
16

1
2
3

Как работать в библиотеке с книгой, библиографией,
указателями энциклопедиями, источниками.
Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей.
Как вести переписку с краеведами,
работниками музеев. Правила фиксирования
воспоминаний.

3

2

12.12
19.12
26.12
09.01
16.01

17
18

4
5

19
20

6
7

Встречи с участниками исторических
событий. Запись их рассказов. Обработка материалов.
Как подготовить проект к защите

2

21
22

8
9

Защита проектов «"Моё открытие родного края"

2

06.02
13.02

Интересные страницы истории родного края: родной
край в древности,
в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и
т.п. Герои и яркие личности родного края (организация
встреч)
Подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как
себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после
экскурсии) перед экскурсией в музей.

2

20.02
27.02

2

06.03
13.03

1

20.03

Экскурсия в краеведческий музей с посещением залов
«Наш край в годы ВОВ» «Наш край и современность».
Беседа с экскурсоводом.
Итоговая беседа о проведённой экскурсии (что
запомнилось, что понравилось, где и как можно
организовать следующую экскурсию).

1

23.01
30.01

4.Легенды и были родного края

23
24
25
26

1
2
3
4

27

5

28
29

6
7

03.04
1

10.04

30
31

8
9

Подготовка к походу выходного дня. Как вести себя в
походе.
Разработка маршрута путешествия.

32

10

Поход выходного дня по разработанному маршруту
интересных исторических событий, памятников
культуры или природы.

1

15.05

33

11

Фотоотчёт о состоявшемся походе.

1

22.05

2

17.04
24.04


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».