МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования РО
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ ООШ №38 г.Новошахтинска
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Зам.директора
Директор
________________________ ________________________ ________________________
Алексеенко Н.Е.
Евсеева Е.В.
Ермакова Т.В.
Протокол №4
Протокол №28
Приказ №70
от «27» 08 2024 г.
от «28» 08 2024 г.
от «28» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Движение Первых»
для 7 класса основного общего образования
на 2024-2025 учебный год
Новошахтинск, 2024 год
1
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «РДДМ «Движение
первых» направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей
и социального заказа государства. Современный социальный заказ на
образование обусловлен задачами разностороннего развития ребенка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «РДДМ «Движение
первых» разработана для 7 классов на основании следующих нормативных
документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в РоссийскойФедерации» (в ред. от 13.06.2023 № 299) (далее –
Федеральный закон № 273-ФЗ);
2.
Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон
3.
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 371-ФЗ);
4.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от
28.04.2023 № 178-ФЗ);
5.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года»;
6.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.02.2016 № 326-р (в ред.30.03.2018) «Об утверждении Стратегии
государственной культурной политики на период до 2030года»;
7.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в
2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115» (далее - Приказ Минпросвещения России № 69);
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных
образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
2
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 13».
11. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (далее - Приказ Минпросвещения России № 413);
12. Приказ Министерства просвещения науки Российской Федерации
от 22.03.2021 № 115 (ред.от 07.10.2022) «Об утверждении Порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее
- Приказ Минпросвещения России № 115);
13. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на
обучение по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.07.2020 № 369 «Об утверждении Порядка зачета организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения
обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»;
16. Приказ Минпросвещения России от 06.04.2023 № 240 «Об
утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из
одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие
образовательную
деятельность
по
образовательным
программам
3
соответствующих уровня и направленности» (начало действия документа 01.09.2023);
17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»;
18. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
19. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»
(далее - СП 2.4.3648-20);
20. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
13.01.2023 № 03-49 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по системе оценки достижения
обучающимися планируемых результатов освоения программ начального
общего,основного общего и среднего общего образования»);
21. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов
Российской Федерации» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об
использовании государственных символов Российской Федерации при
обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а
также организациях отдыха детейи их оздоровления»);
22. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы
воспитания» (вместе с «Примерной рабочей программой воспитания для
общеобразовательных организаций» (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
23.06.2022 № 3/22));
23. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.04.2021 № 06-433 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
4
«Методическими рекомендациями по реализации Стратегии развития
воспитания на уровне субъекта Российской Федерации»);
24. Письмо Департамента общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
25. Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.06.2015 г. № НТ-670/08 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»);
26. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по
оценке функциональной грамотности»;
27. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
16.04.2019 № МР-507/02 «О направлении уточненного перечня примерного
оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной
среды в общеобразовательных организациях и профессиональных
общеобразовательных организациях»;
28. Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.05.2013 № 08-535 «О формировании культуры работы со
словарями в системе общего образования Российской Федерации
(методические рекомендации)»;
29. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
23.10.2019 № ВБ-47/04 «Об использовании рабочих тетрадей».
Направленность программы - социально-гуманитарная.
Актуальность программы связана с развитием Российского движения
детей и молодежи и необходимостью подготовки детей, которые будут
лидерами детских общественных объединений в образовательных
учреждениях Кондинского района. Сегодня детские объединения включают в
себя десятки направлений деятельности, сотни мероприятий, тысячи
интересных идей. Пришло время объединяться вместе, быть вместе со
страной, быть в движении! Деятельность общественной организации строится
на основах самоуправления. Самоуправление, как способ организации
жизнедеятельности организации и детских школьных объединений позволяет
формировать культуру проявления социальной инициативы, включающий в
себя целый комплекс демократических процедур, специальных знаний и
5
организаторских умений, соответствующих правовому полю.
Отличительные особенности программы
Программа «РДДМ «Движение первых» направлена на поддержку и
сопровождение детей в рамках лидерского направления. Группы
обучающихся формируются из детей, которые изъявили желание обучаться.
Обучающиеся, прошедшие обучение по данному курсу, успешно выступают
на конкурсах лидеров и руководителей детских общественных объединений,
занимаются добровольческой деятельностью.
Раздел программы «Организация и проведение мероприятий и акций»
предусматривает участие и проведение мероприятий в рамках Всероссийских
единых акций РДДМ, которые будут проходить в течение года. Предлагаемые
обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации
подростка, для формирования коллективизма. Курс занятий поможет ребенку
активисту более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и
пути его развития в рамках общественно полезной деятельности. Навыки,
полученные в результате прохождения данного курса, помогут обучающимся
в самосовершенствовании через коллективную деятельность. Следовательно,
программа способствует вовлечению потенциала инициативных подростков в
развитие территории, решению конкретных социально - значимых задач.
Логика подачи материала в программе курса основана на принципе “от теории
– кпрактике”. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на
лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической
деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно
это умение – применить теорию к практике, станет критерием успешности
прохождения данного курса.
Уровень программы - ознакомительный.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 10-17 лет.
В подростковом возрасте для ребёнка важно самоопределиться,
подростковый возраст является определяющим в его становлении и развитии.
Необходимо, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий
мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме
необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно
определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в
рамках определённой деятельности. Количество обучающихся в группе от 10
до 20 человек.
Форма обучения – очная с применением дистанционных
образовательных технологий. Срок реализации программы – 36 недель.
Объем программы – 31 час.
Режим занятий – занятия проводятся один раз в неделю по 1
6
академическому часу. При обучении с применением дистанционных
технологий
продолжительность
непрерывной
непосредственно
образовательной деятельности составляет не более 30 минут, осуществляется
посредством сообщества социальной сети ВКонтакте.
Учебные занятия проводятся:
очно одновременно в назначенное время по расписанию занятий;
дистанционно в любой промежуток времени с использованием различных
инструментовпередачи сообщений.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития социальной активности детей и
подростков.
Задачи:
Обучающие:
дать знания об истории развития мирового и отечественного детского
общественногодвижения;
научить извлекать необходимую информацию о деятельности детских
общественныхобъединений;
научить эффективным
формам
подготовки и
проведения
социальнозначимых мероприятий;
научить планировать, организовать и проводить коллективные творческие
дела.
Развивающие:
развивать организаторские и лидерские способности, коммуникативные
умения инавыки межличностного и делового общения;
развить навыки эффективного взаимодействия в коллективе, навыки
ведения дискуссии,публичного выступления;
создать условия для социального, культурного и профессионального
самоопределения;
развивать и поддерживать инициативу и творческий потенциал подростковактивистов.
Воспитательные:
формировать основы социально ответственного поведения, активную
жизненную позицию;
формировать положительное эмоциональное восприятие благоприятного
психологического климата в процессе межличностного общения и
досуговой деятельности;
воспитывать чувство коллективизма: навыков взаимопомощи, совместных
действий в организации общественной деятельности внутри детского
7
объединения, действующего на базе школы.
Оценочные материалы
Промежуточная аттестация осуществляется в форме теста.
Итогом реализации программы является защита сценария мероприятия,
разработка КТД,проведение социальной акции, создание проекта.
Критерии при организации и проведении мероприятий и акций.
Соответствие возрастнойкатегории, аудитории.
Соблюдение временных рамок: Яркая реклама предлагаемого действия
Обратная связь с аудиторией. Фотографии проведенного мероприятия (не
менее 3 шт.).
Методы обучения: словесный, практический, исследовательский,
проблемный. Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения,
технология дистанционного обучения, технология проектной деятельности,
технология коллективной творческой деятельности.
Технология сотрудничества (обучения во взаимодействии) основана на
использовании различных методических стратегий и приемов моделирования
ситуаций реального общения и организации взаимодействия обучающихся в
группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения
коммуникативных задач.
Технология проектирования предполагает объяснение нового
материала, индивидуальную работу, решение творческих задач,
самостоятельное
выполнение,
взаимоконтроль.
Информационно
коммуникационные технологии. Обучение с использованием дистанционных
образовательных технологий позволяет использовать наглядность еще более
качественно и эффективно, дополняя лекционный материал наглядными
примерами: картинками, схемами, видео материалами. Позволяет
организовать промежуточный контроль знаний обучающихся в рамках
конкретного занятия с использованием интерактивных заданий.
Технология
личностно–ориентированного
образования.
Дополнительное образование создает условия для включения подростка в
естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития.
Содержание, методы и приемы технологии личностно- ориентированного
обучения направлены на максимальное развитие (а не формирование заранее
заданных) индивидуальных познавательных способностей детей на основе
использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Алгоритм
учебного занятия: организационный момент, мотивационный этап, основной
8
этап, заключительный этап, рефлексия. Дидактические материалы:
инструкционные карты, упражнения, задания.
Принципы реализации программы:
принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных
ценностей в организации жизнедеятельности детей.
принцип самореализации.
принцип включенности детей и взрослых в реальные социально- значимые
отношения.
принцип равных возможностей.
принцип доверия и открытости.
принцип создания «ситуации успеха».
принцип личностно-ориентированного подхода.
Содержание обучения.
Учебно-тематическое планирование 6, 7, 8 классы
№
п/п
1.
Тема
Содержание темы
Вводное занятие «Что такое
РДДМ?».
Техника безопасности,
тестирование
История детского движения в
стране
и мире
Предпосылки создания РДДМ, история создания,
цели и задачи деятельности. Детские и
молодежные общественные организации на
территории страны и в нашем округе Инструктаж
по технике безопасности.
Детские общественные объединения на рубеже
XIX – XX веков. Особенности детских
общественных движений. Детские общественные
организации в России. Роль детских
общественных организаций.
2.
История пионерской
организации
Традиции и обычаи пионеров
История пионерской организации в стране и в
нашей Республики. Направления деятельности,
прием в пионеры, пионеры Герои, достижения
пионерских дружин школы.
Практика: ролевая игра по традициям и обычаям
пионерскойорганизации.
3.
История возникновения и
развития
СДО «Друзья»
РДДМ. Основные направления
Деятельности
История детской организации. Ступени роста.
Демократические процедуры.Управление.
Функции капитаны и Совета организации.
История возникновения и деятельности РДШ.
Возможности дляучастников. Направления
деятельности. Результаты деятельности.
9
4.
5.
6.
Деятельность РДДМ. Дни
единых действий
Модели детского
самоуправления
Презентация собственной деятельности в рамках
РДШ и РДДМ, фотоотчет об участии в
деятельности
Ролевая игра по отработке моделей
самоуправления.
Лекция о технологии КТД. Что такое КТД? Где
Технология коллективнотворческогодела (КТД)
можно организовать, ктоучастники. Какие
Планирование КТД
условия необходимо соблюсти для успешного
проведения.
Практическое занятие по планированию с
применением различных технологий: мозговой
штурм,работа в парах, метод случайных чисел и
другие.
Организация и проведение
Практика: обучающимся необходимо придумать и
КТД
организовать для присутствующих КТД
Анализ деятельности (Анализ Практика: Анализ проведенных на предыдущем
КТД)
занятии КТД.
10
7.
8.
9.
10.
Социальная направленность
деятельности детского
объединения
Просоциальное поведение
Теория:лекция о социальной направленности и
общественной значимости детского и
молодежного общественного движения.
Понятие просоциального поведения.
Гражданственность и патриотизм. Гражданское
общество. Качество жизни. Что влияет на качество
жизни населения страны в целом и отдельного
человека?
Что такое социальный проект? Проектная деятельность. Основные
Как создать социальный
характеристики социального проекта. Шаблон
проект?
проекты. Цель и задачи проекта. Команда проекта,
благополучатели. Результаты проекта,
последействие.
Практика: составление проекта на основании
шаблона
Основы проектной
Лекция о положительных результатах
деятельности
реализованных проектов и отрицательных на
Социальное проектирование основе примеров на территории Кондинского
для
района с анализом причин неудач и причиннорешения актуальных проблем следственных связей.
Практика: разработка социального проекта,
направленного на решение конкретной проблемы
местного уровня
Социальная акция. Формы и
Что такое социальная акция. Чем она отличается
методы
от проекта. Примеры социальных акций.
Проведения
Практика: Разработка и проведение социальной
Проведение социальной акции акции
11.
Особенности проведения
благотворительных акций
Медиакультура в современном
мире
12.
Медиасопровождение
социальных акций и
мероприятий
Тренинговое занятие на
развитие
эмпатии и толерантности
13.
Общекультурная и
организаторская
компетентность лидера
Базовые навыки организации
работы.
Технология игровых программ
Благотворительные акции для чего проводятся,
какая ответственность, каковырезультаты Что
такое фандрайзинг?
Информационная безопасность. Как работают
информационные фейки и для чего
предназначены. Информирование населения,
почему это важно. Роль средств массовой
информации в формировании мировоззрения
граждан страны.
Практика Как правильно размещать информацию
в социальных сетях и в средствах массовой
информации. Сроки, внешний вид, текст.
Составление новостей для размещения
Практика: отработка навыков просоциального
поведения
Какими знаниями и способностями должен
обладать лидер коллектива. Умениесебя
презентовать, коммуникативная культура, умение
сказать «нет»
Практика: организация игр для сверстников,
отработка навыков ситуативныхигр,
демонстрации организаторского опыта
11
14.
Имидж лидера
Коммуникативная культура
Лекция о роли личности в истории. Примеры
положительного и отрицательного влияния
внешности и поведения известных людей на
отношение к ним в обществе.
Тренинговое занятие на отработку навыков
красноречия и умениястроитькоммуникацию с
представителями разных социальных слоев.
15.
Тренинговое занятие на
развитие
позитивного мышления.
Основы написания сценария
длямероприятия. Авторство и
шаблон в сценарии
Тренинг на развитие
креативного
Мышления
Тренинг на развитие
аналитического
Мышления
Промежуточная аттестация.
Защита
сценария, социальной акции,
презентация проекта
Итоговое занятие. КВИЗ.
Рефлексия.
Что такое позитивное мышление, отработка
навыков позитивного мышления,формирование
стрессоустойчивости.
Практика: написание сценария мероприятия с
использованиемшаблона
16.
17.
Практика: упражнения на развитие креативного
мышления и слом стереотипов
Практика: упражнения на развитие
аналитического мышления, решения логических
задач и установление причинно- следственных
связей
Практика: Индивидуальная защита сценария,
социальной акции, презентация проекта
Практика: КВИЗ по изученным терминам и
понятиям. Рефлексия
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
Тема
14.
15.
Вводное занятие «Что такое РДДМ?».Инструктаж
по технике безопасности
История детского движения в стране имире
История пионерской организации
Традиции и обычаи пионеров
История возникновения и развития СДО
«Друзья»
РДДМ. Основные направления деятельности
Деятельность РДДМ. Дни единых действий
Модели детского самоуправления
Технология коллективно-творческого дела
(КТД)
Планирование КТД
Организация и проведение КТД
Анализ деятельности (Анализ КТД)
Социальная направленность деятельности
детского объединения
Просоциальное поведение
Что такое социальный проект?
16.
17.
Как создать социальный проект?
Основы проектной деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Количест
во часов
1
Дата
план
03.09.2024
1
1
1
1
10.09.2024
17.09.2024
24.09.2024
01.10.2024
1
1
1
1
08.10.2024
15.10.2024
22.10.2024
12.11.2024
1
1
1
1
19.11.2024
26.11.2024
03.12.2024
10.12.2024
1
1
17.12.2024
24.12.2024
1
1
14.01.2025
21.01.2025
12
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Социальное проектирование для решения
актуальных проблем
Социальная акция. Формы и методы проведения
Проведение социальной акции
Особенности проведения благотворительных
акций
Медиакультура в современном мире
Медиасопровождение социальных акций и мероприятий
1
28.01.2025
1
1
1
04.02.2025
18.02.2025
25.02.2025
1
1
04.03.2025
11.03.2025
Тренинговое занятие на развитие эмпатии и
толерантности
Общекультурная и организаторскаякомпетентность
лидера
Базовые навыки организации работы.
Технология игровых программ
Имидж лидера
Коммуникативная культура
Тренинговое занятие на развитие позитивного
мышления.
Основы написания сценария для мероприятия.
Авторство и шаблон в сценарии
Итоговое занятие. КВИЗ. Рефлексия. Промежуточная
аттестация
Итого:
1
18.03.2025
1
08.04.2025
1
15.04.2025
1
1
1
22.04.2025
29.02.2025
06.05.2025
1
13.05.2025
1
20.05.2025
31
13
Список литературы
Литература для педагога
1. Волохов А.В., Кочергин В.Н., Попова В.Н., Фришман И.И. Историкопедагогический анализ деятельности детских общественных объединений.-//
Дополнительное образование № 3,2014,с.9.
2.
Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы
деятельности волонтеров детских объединений в системе дополнительного
образования. – М.: УЦ «Пермпектива», 2011-128 с.
3.
Игротека. Лидер ХХI века. / Сост. Л.А. Побережная. –
Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2016.-88с.
4. Калиш И.В. Всероссийский детский гражданский форум в ВДЦ
«Орленок»- // Внешкольник № 9, 2014,с.13.
14