МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования РО
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ ООШ №38 г. Новошахтинска
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Зам.директора
Директор
________________________ ________________________
________________________
Евсеева Е.В.
Ермакова Т.В.
Алексеенко Н.Е.
Протокол №4
Протокол №28
Приказ №70
от «28» 08 2024 г.
от «28» 08 2024 г.
от «27» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Доноведение"
Разработали:
учителя начальных классов
Алексеенко Наталия Евгеньевна
Пилипенко Мария Александровна
Новошахтинск, 2024г.
1
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение» для 1-4 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, авторских программ Е.Ю Сухаревская, И.Ю. Величко, основной
образовательной программы МБОУ ООШ№38.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область
и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального
опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о
природной и социальной среде, в которой он проживает. Курс внеурочной деятельности
«Доноведение» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности,
согласно ФГОС НОО. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей
младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и
адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи
изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и
формирование
пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской
области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном
состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного
края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих
поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов,
толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к
материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами
окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными
источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени,
пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историкокультурного потенциала Донского края.
год
Сроки реализации курса внеурочной деятельности «Доноведение»: 2024-2025 учебный
Рабочая программа по доноведению имеет следующую структуру:
• Пояснительная записка
• Общая характеристика курса «Доноведение»
• Место курса «Доноведение» в учебном плане
• Ценностные ориентиры содержания курса «Доноведение»
• Содержание курса «Доноведение»
• Тематическое планирование (характеристика основных видов деятельности,
УУД в рамках изучения темы)
• Календарно-тематическое планирование уроков доноведения с 1-4 класс
• Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса
• Планируемые результаты
2
• Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Доноведение»
• Система оценивания
• Приложение
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Доноведение»
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса внеурочной
деятельности по духовно-нравственному направлению «Доноведение» составляют такие факторы,
как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с
учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей
младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании
действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции
содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции
содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое
единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является
то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1.
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений,
которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления,
исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и
относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края
включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих
элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе
Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе
элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая
картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В
связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе
Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовнонравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт
создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в
различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях
культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям;
бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и
необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип
спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих
психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно
рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления
3
окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных
для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между
ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания
базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
• Я и окружающий мир,
• Природа Донского края,
• Человек и природа,
• Жизнь на Дону,
• Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может
определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и
окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и
большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться
с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные
представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской
области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать
перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает
представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах
характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных
представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с
природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»).
Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий,
особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение
рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском
крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и
воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от
отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли
Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края.
Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений
в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения
– это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из
окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и
историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая
воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и
наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего
Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа,
направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено
знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие
времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
4
3. МЕСТО КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Учебным планом, планом внеурочной деятельности МБОУ Кагальницкой
СОШ №1 на изучение курса «Доноведение» в начальной школе (1-4 класс) выделяется 135 ч. В 1
классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 2—4 классах на курс «Доноведение»
отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
3.1.Ценностные ориентиры курса внеурочной деятельности
«Доноведение»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в
целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде
всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также
переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её
богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в
единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России
от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния
нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы,
естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по
всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к
многообразию их культур.
5.Содержание курса внеурочной деятельностью «Доноведение»
Младший школьник. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной
работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу,
на водоёме, при пожаре). Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье.
Природа. Неживая и живая природа Ростовской области (различение, краткая
характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи
5
неживой и живой природы. Явления природы Ростовской области (общее представление о 3-4
явлениях). Особенности времён года в крае (на основе наблюдений).
Водоёмы Ростовской области (2-3 названия). Значение воды в природе Ростовской области.
Причины и последствия загрязнения воздуха и воды в крае, меры по их охране(на примере
наиболее распространенных водоёмов местности, края).
Формы поверхности края: равнина, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).
Почва, её значение для жизни в крае. Сельскохозяйственная деятельность в области.
Полезные ископаемые, распространённые в Ростовской области (2-3 названия), их
использование человеком.
Растения Ростовской области: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения края (различение).
Животные Ростовской области: домашние и дикие. Разнообразие: особенности их внешнего
вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности).
Животноводство в крае.
Природные сообщества Ростовской области (поле, луг, водоём). Природные зоны края:
степь, пустыня. Растительный и животный мир степи, особенности труда людей.
Человек и природа. Влияние деятельности человека на природу в Ростовской области.
Охрана природных богатств края. Красная книга Ростовской области. Правила поведения в
природе.
Родной край - малая Родина. Донской край - мой край! Мой родной город, село, станица:
название, местоположение, главные достопримечательности. Символика родного города (села).
Мы – жители Донского края, граждане Российской Федерации. Герб, флаг, гимн
Ростовской области. Выдающиеся земляки. Картины жизни, быта, труда народов Донского края в
различные периоды истории. Наиболее известные традиции и обычаи, праздники Донского края.
Содержание регионального компонента направлено на ознакомление с разнообразием мира
неживой и живой природы родного края; с жизнью людей в Ростовской области. В предлагаемом
тематическом планировании выделены темы, близкие социальному опыту детей младшего
школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе,
народные традиции и праздники как источники познания окружающего мира и духовного
обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во
взаимодействии с природой. Вопросы охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности также
входят в содержание регионального компонента.
Следует отметить качественно разные уровни в раскрытии содержания регионального
компонента для учащихся первого и последующего классов. Для первоклассников – это уровень
конкретно-образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с
окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для школьников 2-4 классов – это уровень
понятийных знаний о природе родного края, выявления закономерных связей природных явлений,
опыт практической деятельности, микроисследований и самостоятельного формулирования
выводов, формирование компетентностного подхода. В процессе обучения учащиеся, под
руководством учителя, могут выполнять проектные и исследовательские работы (сбор данных о
природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте
проживания и т.п.) которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить
экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным
окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками
археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных
сооружений.
6
Академик Д.Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны,
отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную
осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много
людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».
1 КЛАСС (33ч)
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в
школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (26ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного
участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы,
ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой.
Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь
животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения
водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа ( 4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии1
В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):
«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»
2 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной
безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского
края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних
условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными.
Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных
особенностей.
1
7
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в
природе.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).
Вместе дружная семья.
Резервные уроки (2ч)
Экскурсии2
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края»,
«Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения»
(экскурсия в исторический музей)
3 класс (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг,
гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города
Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными
людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд,
туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат,
погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва,
Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило.
Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае.
Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (4ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство.
Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (13ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных
особенностей.
2
8
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков
(жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии3
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние
деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
4 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические
названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с
известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные
ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в
результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка
полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой
месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской
области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (20ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым.
Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы
мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг).
День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск.
Летопись городов.
Жизнь на Дону (1ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии4
Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных
особенностей.
3
9
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными
событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам
Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями
животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
5. Тематическое планирование
Разделы/класс
1 класс
(33 часа)
Введение (1ч)
Я и окружающий мир -2ч.
Природа Донского края-26 ч.
Человек и природа -4ч.
2 класс
Основные виды деятельности, УУД.
(34 часа)
Я и окружающий мир -5ч.
Жизнь на Дону.-7 ч.
Знакомятся
с
новым
предметом,
осваивают
основополагающие понятия курса.
Знакомятся со своим полным именем, именами своих
родных, домашним адресом.
Знакомятся со школой, основными помещениями школы, их
предназначением,
учатся
ориентироваться
в
их
месторасположении.
Изучают традиции своей школы;
Изучают улицы, расположенные вблизи школы и дома,
основные учреждения культуры, быта, образования;
Знакомятся с основными достопримечательностями родного
города;
Знакомятся с профессиями жителей своего города (села,
станицы и др.).
Изучают основных представителей растительного и
животного мира ближайшего окружения.
Учатся описывать коллективный проект, анализировать
участие в нем каждого.
учащиеся должны уметь на практическом уровне:
-выполнять правила поведения в общественных местах, а
также в ситуациях, опасных для жизни;
-составлять рассказ – описание по картине, увиденному, находить географические объекты на карте – схемы;
-реализовать
коллективный
исследовательский
или
творческий проект;
Изучают особенности времен года, характерные для этой
местности, особенности рельефа своей местности, названия
водоемов, крупных населённых пунктов своей местности.
Знакомятся с названиями и отличительными признаками 5-6
растений и 4-5 животных, обитающих на территории
Донского края.
Знакомятся со значением Красной книги Ростовской
области.
Изучают родственные связи в семье, уклад семьи.
Знакомятся с гербом, флагом, гимном Ростовской области.
Знакомятся
с
донскими
песнями,
пословицами,
10
Природа Донского края-18 ч.
Человек и природа -3ч.
3класс
(34 часа)
Я и окружающий мир -4ч.
Природа Донского края-11 ч
Жизнь на Дону.-11 ч.
Обычаи. Весенние обряды и
праздники. на Дону-3ч
поговорками.
Изучают основные правила поведения в окружающей среде,
в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе;
Знакомятся с именами выдающихся людей своего района.
Учатся толерантному отношению к представителям других
нацинальностей и конфессий.
Учатся анализировать с одноклассниками правила
защитников природы.
Уметь
-показывать на физической карте Ростовской области
основные изучаемые объекты, свой город, населённый
пункт;
-рассказывать о достопримечательностях родного города,
станицы, чем славиться родной город, станица, хутор и т.д.;
-различать растения своей местности по видам (травы,
деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения);
-выполнять правила поведения во время прослушивания
гимна и поднятия флага, а также выполнять правила
поведения у водоёмов, в лесу, в горах;
-выполнять исследовательские или творческие проекты;
Учатся устанавливать связь между деятельностью человека
и условиями его жизни и быта на Дону.
Знакомятся с природными условиями, особенностями
хозяйственной
деятельности,
быта
и
культуры,
сельскохозяйственные населения Ростовской области.;
Изучают формы земной поверхности края.
Знакомятся с разновидностями водоемов края.
Знакомятся с особенностями почв края, их значение для
жизни растений и животных;
Знакомятся с названиями и отличительными признаками
наиболее распространённых в Ростовской области растений
и животных;
Изучают герб, гимн, флаг Ростовской области., а также
символы родного города (станицы), района;
Знакомятся с фамилиями и именами выдающихся деятелей
культуры, спорта, и т.д..
Учатся толерантному отношению к представителям других
нацинальностей и конфессий.
Учащиеся должны уметь:
-определять в окружающей природе ядовитые растения,
грибы и опасных для человека животных;
-различать особо охраняемые растения и редких животных;
-ориентироваться по карте Ростовской области.;
-объяснять историю возникновения своего населенного
пункта, его названия, культурных и исторических
11
Человек и природа -5ч.
4 класс (34 часа)
Я и окружающий мир -3ч.
Яркие страницы истории
земли Донской -24 ч.
Человек и природа -4ч.
достопримечательностей;
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
-обогащения жизненного опыта, решения практических
задач с помощью наблюдения над особенностями труда и
быта людей своей местности;
-выполнения правил сбора грибов в своей местности;
-правильного поведения у водоема в разное время года;
-бережного отношения к растениям и животным.
-выполнять исследовательские или творческие проекты;
Изучать природные зоны Ростовской области..
Знакомиться с различными видами карт Ростовской области.
(физическая.
административная,
историческая),
их
отличительные особенности.
Изучают природные богатства родного края и их
использование человеком.
Изучают административную карту Ростовской области.,
символику Ростовской области., органы местного
самоуправления.
Знакомятся с датами важнейших событий в истории края,
города, станицы, хутора и т.д., с особенностями культуры и
быта народов, населяющих территорию, народами,
населяющими Дон, особенностями их быта и культуры.
Знакомятся с достопримечательностями родного края.
Знакомятся с наиболее важными событиями исторической,
общественной, спортивной и культурной жизни Дона.
Изучают особенности хозяйственной деятельности людей,
живущих на территории Ростовской области., важнейшие
экологические проблемы Ростовской области., заповедники
и заказники, находящиеся на территории Ростовской
области..
Знакомятся с фамилиями и именами выдающихся деятелей
Дона.
Учатся
анализировать
и
сравнивать
особенности
хозяйственной деятельности людей, живущих на территории
Ростовской области., важнейшие экологические проблемы
Ростовской области., заповедники и заказники, находящиеся
12
Жизнь на Дону.-11 ч.
на территории Ростовской области.
Учащиеся должны уметь:
-определять местоположение Ростовской области на карте
России;
-узнавать наиболее распространённые лекарственные
растения своей местности;
-определять
хронологическую
последовательность
основных событий на Дону (исторических, кльтурных,
спортивных);
-правильно называть выдающиеся памятники культуры и
истории Дона;
-исполнять гимн Ростовской области;
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
-правильного поведения во время исполнения гимна России
и Дона;
-выполнения изученных правил безопасного поведения;
-исполнения знакомых народных песен;
-самоорганизации
в
выполнении
исследовательских
проектов.
13
6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Доноведение»
1 класс (33 часа)
Тема
№ №
КолДата
урока
урока
п/
во
по
п
уроко
план
в
у
Введение (1ч)
1. 1
Мы теперь не просто дети.
Я и окружающий мир (2ч)
1
06.09
2. 1
Родимый край.
3. 2
Поселок, в котором я живу(экскурсия)
Природа Донского края (30ч)
1
1
13.09
20.09
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
15
.
16
.
17
.
18
19
.
20
.
21
.
22
.
23
.
1
2
3
4
5
6
7
Времена года.
Осень. Осенние месяцы.
Экскурсия «Краски осени».
Осенние изменения в природе.
Растения осенью.
Листья желтые летят…
Жизнь животных осенью.
1
1
1
1
1
1
1
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
8
Занятия людей осенью.
1
22.11
9
Чем богат наш край
1
29.11
10
Зима на Дону.Экскурсия «Зимний узор».
1
06.12
11
Зимняя сказка.
1
13.12
12
Зимние изменения в природе.
1
20.12
13
Жизнь животных зимой.
1
27.12
14
1
10.01
15
16
Поможем зимующим птицам. Экскурсия в
парк.
Живой уголок. Мои домашние питомцы.
Занятия людей зимой. Зимние забавы детей.
1
1
17.01
24.01
17
Весна на Дону.
1
31.01
18
Весенние изменения в природе. (экскурсия)
1
07.02
19
Растения весной. Цветы первоцветы.
1
14.02
20
Жизнь животных весной.
1
21.02
14
24
.
25
.
26
27
.
28
.
29
.
30
.
31
.
32
.
33
.
21
Занятия людей весной
1
28.02
22
Что растет на лугу?
1
07.03
23
24
Летние изменения в природе.
Жизнь животных летом.
1
1
14.03
21.03
25
Что растет у водоема?
1
04.04
26
Экскурсия на водоем.
1
11.04
27
Природа вокруг нас
1
18.04
28
Природа вокруг нас (экскурсия)
1
25.04
29
А у нас каникулы!
1
16.05
30
Итоговое занятие
1
23.05
6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Доноведение»
2 класс (34 часа)
№
Тема
1 С чего начинается Родина… презентация
2 Школа- светлая гавань детства.
3 С днём рождения, родной город (село)!
Экскурсия по родному городу (селу)
4 Дорога от дома до школы
(экскурсия)
5 Природа (экскурсия)
«Учимся наблюдать»
Викторина «Живая и неживая природа родного
края»
7 Город и природа
( экскурсия)
8-9 Что за дерево такое? презентация
6
15
Кол-во
Число
часов
1
05.09
1
1
12.09
19.09
1
26.09
1
03.10
10.10
1
1
17.10
2
24.10
07.11
10
1112
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
3031
32
Кустарники
(экскурсия)
Травушка-муравушка
1
14.11
2
Растения и мы. презентация
Краски Тихого Дона. презентация
Моё имя, отчество, фамилия. презентация
1
1
1
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
Что ты знаешь о роде своём.
Обряды на Дону. презентация
Зимние обряды.
презентация
Зимние обряды (празднич-ное мероприя-тие)
Животный мир Ростовской области (экскурсия)
Домашняя мохнатая азбука
Мой домашний милый друг.
Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.
презентация
Родные просторы.
(экскурсия)
Чем богаты наши недра.
презентация
Что такое почва?
Почва нам и стол и дом.
(экскурсия)
Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.
(экскурсия)
Человек- хозяин природы?
Спасём и сохраним!
(открытое праздничное мероприятие,
посвящённое защите природы)
День освобождения
(экскурсия в историчес-кий музей) презентация
1
1
1
26.12
09.01
16.01
1
1
1
1
1
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
1
27.02
1
06.03
1
1
13.03
20.03
1
03.04
1
2
10.04
17.04
24.04
1
15.05
1
22.05
Викторина «Что? Где? Когда?» Обобщающий
урок
Итого
33
33
6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Доноведение»
3 класс (34 часа)
16
№
п\п
№
Содержание темы
зан
Я и окружающий мир
1
2
3
1
2
3
4
5
4
5
Природа Донского края
У природы нет плохой погоды
1
2
3
Живая вода.
4
Разнообразие водоемов родного
5
края. Главная река нашего края
Растения и животные водоёмов.
6
7
8
9
10
Название темы
Кол-во
часов
5ч
Край, в котором я живу
дата
02.09.24
09.09.24
16.09.24
О городах и станицах родного
Края
С днём рождения, родной город (село)
23.09.24
30.09.24
5ч
07.10.24
14.10.24
21.10.24
11.11.24
18.11.24
25.11.24
Жизнь на Дону
13ч
11
1
Тайны Донской земли
02.12.24
12
2
3
4
Танаис – древний город
09.12.24
Дикое поле
Донской край – казачий край
16.12.24
23.12.24
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Первые казачьи городки
Казачья семья
Жилище казака
История вещей.
Одежда. Посуда.
Славен Дон!
Сретение. Сороки.
Встреча птиц
Пасха, Вербное воскресенье
Природа Донского края
1
Природная поверхность нашего края.
2
Из недр Донской земли
3
Природная экосистема степи.
4
Природные экосистемы луга
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
2
3
4
4ч
17.03.25
07.04.25
14.04.25
21.04.25
4ч
Человек и природа
28
29
30
31
13.01.25
20.01.25
27.01.25
03.02.25
10.02.25
17.02.25
24.02.25
03.03.25
10.03.25
Донская земля – житница России
Сельское хозяйство на Дону: земледелие.
Казачьи посиделки
Сельское хозяйство на Дону:
животноводство
17
28.04.25
05.05.25
12.05.25
19.05.25
1ч
Я и окружающий мир
1
Славься наш край!
32
26.05.25
6.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Доноведение»
4 класс (34 часа)
№
Тема
1 Донской край – мой край!
2 Что ты знаешь о роде своём?
3 На казачьем Кругу
4 Донской казак хват, силой, удалью богат
5-6 Ермак Могучий.
Степан Разин.
7-8 Роль Петра 1 в истории России и родного края.
9
10
11
12
13
Таганрог – первый порт России
Крепость Димитрия Ростовского
Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского
восстания
Вместе с Суворовым
Платов Матвей Иванович
Новочеркасск - столица казачьего Дона
Бакланов Яков Петрович
За землю и за волю
Дон в годы строительства новой жизни
Дон в годы Великой Отечественной войны.
День освобождения родного города (села,
станицы)
20- Мирное время на Донской земле.
21
22 Волгодонск – город молодости
23 Дом, в котором мы живём
24 Экологические Проблемы воздуха в родном
крае.
25 Экологические проблемы воды в родном крае.
26 Экологические проблемы почв родного края
27 Охрана полезных ископаемых родного края.
14
15
16
17
18
19
28
29
Экологическое равновесие в природе
Охранять природу – значит охранять Родину
18
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
2
Число
1
1
1
03.09
10.09
17.09
24.09
01.10
08.10
15.10
22.10
12.11
19.11
26.11
1
1
03.12
10.12
1
1
1
1
1
1
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
04.02
2
1
1
1
11.02
18.02
25.02
04.03
11.03
1
1
1
18.03
08.04
15.04
1
1
22.04
29.04
30- Троица
31 Ивана Купала
32 Спасы
Итого
2
1
32
19
06.05
13.05
20.05
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной
школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2014.
2.Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г.
(1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.
Доноведение: Рабочая тетрадь
3.Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь
(2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.
4.Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение:
Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.
5.Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А.,
Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО –
ПРЕСС», 2014.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Методические пособия
1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по
использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для
учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010.
2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение:
Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных
классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010.
3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.
Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для
учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС»,
2010.
4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина
О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных
мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство
БАРО – ПРЕСС», 2010.
5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
Технические средстваобучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Магнитофон. Диапроектор.
Экранно-звуковыепособия
Интерактивные демонстрационные таблицы.
Электронные пособия.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по
доноведению.
Оборудование класса
Ученические двуместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.
20
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую
ориентацию учащихся в окружающем мире:
анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры
зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения
в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по
сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию
учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять
последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае
расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные,
логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных
сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью
компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник
информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на
основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени
года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье,
домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе
бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
8.1.Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса «Доноведение»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру
своей страны, ответственности за общее благополучие;
знание и понимание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их
выполнение;
21
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
Обучающийся получит возможность для формирования:
устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории своей страны;
умения оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватной самооценки;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям;
основ экологической культуры;
уважительного отношения к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
целостного представления о природе и обществе как компонентах единого мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые
коррективы.
Познавательные
Обучающийся научится:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и
несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их
последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при
выполнении заданий;
устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность
действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающийся получит возможность научиться:
22
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать
своё решение.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Обучающийся научится:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие
приборы; фиксировать результаты;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные
ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об
использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой
и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
выполнять правила поведения в природе.
Обучающийся получит возможность научиться:
предсказывать погоду по местным признакам;
объяснять, что такое экосистема, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
отмечать на контурной карте географические объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате
хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Обучающийся научится:
описывать достопримечательности родного края; показывать их на карте;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающийся получит возможность научиться:
описывать культурные достопримечательности своего края.
8.2 Система оценивания
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность
универсальных учебных действий включающих три следующих блока:
-самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение
новой социальной роли ученика; становление основ гражданской идентичности личности как
чувства гордости за свою Родину. народ, историю и осознание своей этнической принадлежности,
развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть
сильные и слабые стороны своей личности;
-смыслообразование – поиск и установление личностного смысла ( т.е. «значение для
себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;
понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого
разрыва;
-морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на
выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной
децентрации – учёту мотивов, позиций и интересов участников моральной дилеммы при её
23
разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального
поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится
вокруг оценки:
-сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми
компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и
ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
-сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину,
знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой
родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира,
отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств
других людей и сопереживанию им;
-сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои
достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
-сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и
способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения
успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;
-знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к
оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения
моральной нормы.
Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их
описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты
выпускников начальной школы в полной мере с требованиями стандартов не подлежат
итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы
деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности,
включая планирование. Контроль и коррекцию.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность
ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких
умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей
познавательной деятельностью.
К ним относятся:
-способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно
преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную
деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства
её осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их
выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и
самостоятельность в обучении;
24
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации
из различных информационных источников;
-умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
-логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам.
Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
-умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на
себя ответственность за результаты своих действий.
Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе
строится вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить
в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать
собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных
листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких
действий.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный
обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины
мира.
Оценка предметных результатов:
-в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и
общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
-в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение
их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Донского искусства (в
пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других
народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести
дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты
деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи
замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных
(с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
25
9.Приложение
Исследовательские, проектные и практические работы
1 класс
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».
Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
2 класс
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый
семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …».
3 класс
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», - «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и
др.
4 класс
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок,
атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края»,
«Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие
промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир
природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
26