МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования РО
Управление образования Администрации города Новошахтинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №38
г.Новошахтинска
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Заместитель директора
Директор
Алексеенко Н.Е.
Протокол № 3
от 26.08.2025 г.
Е.В. Евсеева
Протокол № 7
от 27.08.2025 г.
Т.В. Ермакова
Приказ № 74
от 28.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности в 1-4 классах
Школьный спортивный клуб «Смена»
(спортивно-оздоровительное направление)
г. Новошахтинск 2025
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана:
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»);
- на основе основной образовательной программой начального общего образования МБОУ ООШ
№ 38 города Новошахтинска;
- учебного плана МБОУ ООШ № 38 г. Новошахтинска на 2025-2026 учебный год;
- положения ОУ «О рабочих программах»;
«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной
деятельности учащихся».
нормативными документами Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической
культуре, спорту и туризму.
В настоящую Программу включено два основных направления:
1) Подвижные игры;
2) Шахматы.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники,
рабочие тетради и методические рекомендации для учителя, в том числе учебник Физическая
культура, учебник, 1-й класс/ Матвеев А.П., 14-е изд., Просвещение, 2023г., учебник Физическая
культура 1-4 классы, В.И. Лях- 10-е изд.-М. Просвещение, 2010.-190с., «Шахматы в школе»,
авторы программ Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова, «Шахматы школе», автор программы И. Г.
Сухин.
Программа разработана в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Целью программы является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, создание
условий для физического развития детей, формирования личности ребенка средствами подвижных
игр через включение их в совместную деятельность, а так же, равномерное развитие логического
мышления, интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами.
Задачи программы:
- активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью применения их в
организации своего отдыха и досуга;
формировать умение самостоятельно организовывать и проводить игры с учетом
особенностей количества участников, места проведения и наличия спортивного инвентаря;
привитие интереса к осознанному обучению правил подвижных игр для использования
их в повседневной жизни;
укрепление здоровья школьников средствами физкультурно-оздоровительной
деятельности, формирование основ здорового образа жизни;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к
занятиям шахматами.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической
культуры предметом обучения является двигательная деятельность, которая своей направленностью
и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения
данной деятельности человек формируется как целостная личность в единстве многообразия своих
физических, психических и нравственных качеств. Игра – естественный спутник жизни, ребенка,
источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх
ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужестве, желание
обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять творческую выдумку, находчивость, волю и
стремление к победе. Игры являются частью патриотического, эстетического и физического
воспитания детей. У них формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре своей
страны, создаются эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств: любви к Родине, ее культуре и наследию. В играх отражаются особенности
психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижение науки.
Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических
и климатических условий. Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются
рядом особенностей. Наиболее характерные из них – это активность и самостоятельность
играющих, коллективность действий и непрерывно меняющиеся условия деятельности. Правильно
организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и
укрепление здоровья детей.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты освоения Программы:
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты освоения Программы:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения Программы:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии
на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической
культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости);
- знания в области терминологии шахматной игры;
- навык организации досуга с использованием шахматной игры.
Конечным результатом обучения считается умение самостоятельно играть в изученные
подвижные игры, а так же, уметь сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца.
Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
3. Содержание курса внеурочной деятельности.
В соответствии со структурой двигательной деятельности, умственного развития личности
ребенка, программа включает в себя два основных раздела:
1) Подвижные игры;
2) Шахматы.
Количество учебных часов. Рабочая программа в 1 классе рассчитана на 1 час в неделю на
протяжении учебного года, то есть на 33 часа в год, во 2 классе - 2 часа в неделю, в год -66 часов, т.к
23.02 и 09.03 выходные дни, в 3 классе - 2 часа в неделю, в год -68 часов, в 4 классе - 2 часа в неделю,
в год -68 часов.
Срок реализации рабочей учебной программы – 2025-2026 учебный год.
4. Тематический план курса внеурочной деятельности.
1 класс
№ п/п
Раздел, тема раздела
Количество
часов
1
Подвижные игры
17
2
Шахматы
17
Итого
В том числе
Лабораторные,
практические работы,
проектные и т.д.
34
2 класс
№ п/п
Раздел, тема раздела
Количество
В том числе
часов
Лабораторные,
практические работы,
проектные и т.д.
1
Подвижные игры
33
2
Шахматы
33
Итого
66
3 класс
№ п/п
Раздел, тема раздела
Количество
В том числе
часов
Лабораторные,
практические работы,
проектные и т.д.
1
Подвижные игры
34
2
Шахматы
34
Итого
68
4 класс
№ п/п
Раздел, тема раздела
Количество
В том числе
часов
Лабораторные,
практические работы,
проектные и т.д.
1
Подвижные игры
33
2
Шахматы
35
Итого
68
Календарно-тематической план учебного предмета 1 класс
№
урок
а
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Тема занятия
Кол
во
час
Обучение правилам техники безопасности (ТБ)
во время занятий, соревнований, на спортивной
площадке и в спортивном зале.
Шахматы - мои друзья.
История возникновения подвижных игр.
Причины возникновения травм.
Игра «Карусель». Игры по выбору.
Шахматная доска. Горизонталь.
Вертикаль. Диагональ.
Подвижная игра «Горячий мяч».
Подвижная игра «Два Мороза.
Волшебная шахматная доска. Ладья. Слон.
Подвижные игры «Великаны и гномики»,
«Класс, смирно!», «Мяч - капитану».
Ферзь. Конь.
Твоё здоровье – что это?
Подвижная игра «Мяч - капитану».
Пешка. Король.
«Законы Страны Игр» Подвижная игра
«Прыгающие воробышки».
1
Дата
по
фак
ту
04.09.25
1
11.09.25
1
18.09.25
1
25.09.25
1
1
02.10.25
09.10.25
1
1
16.10.25
23.10.25
1
1
06.11.25
13.11.25
Шахматные фигуры и начальная позиция.
Можно ли самому «творить здоровье?».
Разучивание комплекса утренней гимнастики
«Проснись», «Силачи».
Ценность фигур. Шахматная нотация.
Тренировка ума и характера – это соблюдение
режима дня. Подвижная игра «Летает – не
летает», «Мы веселые ребята».
Шах и защита от шаха. Мат.
1
1
20.11.25
27.11.25
1
1
04.12.25
11.12.25
1
18.12.25
Дат
а по
пла
ну
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Чистота и порядок. Игра «У ребят порядок
строгий», «У медведя во бору».
Пат, ничья. Рокировка.
Личная гигиена. Разучивание комплекса
утренней гимнастики без предметов, игра
«Пустое место».
Игра «Медведи и пчелы».
Превращение пешки. Взятие на проходе.
Гигиенические требования к подбору спортивной
одежды и обуви. Разучивание комплекса
утренней гимнастики «Мы спортсмены».
Мат двумя ладьями одинокому королю.
Здоровье и питание. Вода и питьевой режим.
Общеразвивающая игра «Угадай, чей голосок».
Подвижные игры «Рыбаки и рыбки».
Мат ферзём и ладьями одинокому королю.
Твои физические способности. Разучивание
комплекса «Веселый дождик», игра «Салки –
Выше ножки».
Мат ферзём и королём одинокому королю.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Твой спортивный уголок.
Игры с лазанием и перелезанием.
Как начинать партию: дебют.
Ошибочные ходы в начале партии.
Когда и как возникли физическая культура и
спорт. Игры со скакалкой («Веревочка»,
«Солнышко»).
1
25.12.25
1
1
15.01.26
22.01.26
1
1
29.01.26
05.02.26
1
1
12.02.26
26.02.26
1
1
05.03.26
12.03.26
1
1
19.03.26
26.03.26
1
09.04.26
1
16.04.26
История шахмат.
Правила поведения соперников во время игры.
Твой организм. Основные части тела.
Разучивание комплекса ОРУ, игры «Былые
медведи».
Тактические приёмы.
Три стадии шахматной партии.
Правильная осанка и ее значение для здоровья.
Разучивание комплекса упражнений для
формирования правильной осанки с мешочками
«Журавлики», «Третий лишний».
Шахматный турнир.
1
23.04.26
1
30.04.26
1
07.05.26
1
14..05.26
1
21.05.26
2 класс
№
урок
а
Тема занятия
1.
Обучение правилам техники безопасности (ТБ)
во время занятий, соревнований, на спортивной
площадке и в спортивном зале. Шахматное
королевство. Шахматная доска.
Причины возникновения травм.
Игра «Карусель». Игры по выбору.
2.
Кол
ичест
во
часо
в
1
Дат
а по
пла
ну
01.09.25
1
04.09.25
Дата
по
фак
ту
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
Линии на шахматной доске.
Горизонтали и вертикали.
Подвижная игра «Горячий мяч».
Линии на шахматной доске. Диагонали.
Подвижная игра «Два Мороза.
Центр шахматной доски.
Подвижные игры «Великаны и гномики»
Шахматные фигуры.
Подвижная игра «Класс, смирно!»
Сравнительная сила фигур.
Подвижная игра «Мяч - капитану».
Начальная позиция.
Твоё здоровье – что это?
Ладья.
Подвижная игра «Мяч - капитану».
Ладья.
«Законы Страны Игр»
Слон.
Подвижная игра «Прыгающие воробышки».
Слон.
Можно ли самому «творить здоровье?».
Ладья против слона.
Разучивание комплекса утренней гимнастики
«Проснись»
Ферзь.
Разучивание комплекса утренней гимнастики,
«Силачи».
Ферзь.
Тренировка ума и характера – это соблюдение
режима дня.
1
08.09.25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11.09.25
15.09.25
18.09.25
22.09.25
25.09.25
29.09.25
02.10.25
06.10.25
09.10.25
13.10.25
16.10.25
20.10.25
23.10.25
06.11.25
10.11.25
13.11.25
17.11.25
20.11.25
24.11.25
27.11.25
01.12.25
1
1
04.12.25
08.12.25
1
1
11.12.25
15.12.25
Ферзь против ладьи и слона.
Подвижная игра «Летает – не летает»
Ферзь против фигур.
Подвижная игра «Мы веселые ребята».
Конь.
Чистота и порядок.
Конь против ферзя, ладьи, слона.
Игра «У ребят порядок строгий».
Пешка.
Игра «У медведя во бору».
Пешка.
Личная гигиена. Разучивание комплекса
утренней
гимнастики без предметов.
Пешка.
Игра «Пустое место».
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
Игра «Медведи и пчелы».
Король.
Гигиенические требования к подбору спортивной
одежды и обуви.
Король против других фигур.
Разучивание комплекса утренней гимнастики
«Мы спортсмены».
Шах.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18.12.25
22.12.25
25.12.25
29.12.25
1
1
1
1
1
1
16.02.26
12.02.26
16.02.26
19.02.26
26.02.26
02.03.26
12.01.26
15.01.26
19.01.26
22.01.26
26.01.26
29.01.26
02.02.26
05.02.26
1
1
12.03.26
1
16.03.26
05.03.26
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Здоровье и питание. Общеразвивающая игра
«Угадай, чей голосок».
Мат.
Вода и питьевой режим.
Подвижные игры «Рыбаки и рыбки».
Мат.
Твои физические способности. Разучивание
комплекса «Веселый дождик».
Ничья. Пат.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Игра
«Салки – Выше ножки».
Рокировка.
Твой спортивный уголок.
Игры с лазанием и перелезанием.
Шахматная партия.
Когда и как возникли физическая культура и
спорт. Игры со скакалкой («Веревочка»,
«Солнышко»).
Шахматная партия. Турнир.
Твой организм. Разучивание комплекса ОРУ,
игры «Былые медведи».
Шахматная партия.
Основные части тела. Игры с обручем.
Повторение изученного материала.
Правильная осанка и ее значение для здоровья.
Разучивание комплекса упражнений для
формирования правильной осанки с мешочками
«Журавлики».
1
19.03.26
1
1
23.03.26
26.03.26
1
1
06.04.26
1
1
13.04.26
16.04.26
1
1
20.04.26
23.04.26
1
1
27.04.26
30.04.26
1
1
04.05.26
07.05.26
1
1
1
1
14.05.26
18.05.26
21.05.26
25.05.26
09.04.26
3 класс
№
урок
а
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема занятия
Кол
во
час
Обучение правилам техники безопасности (ТБ)
во время занятий, соревнований, на спортивной
площадке и в спортивном зале. Повторение
пройденного материала.
Причины возникновения травм.
Игра «Карусель». Игры по выбору.
Повторение пройденного материала.
Подвижная игра «Горячий мяч».
Краткая история шахмат.
Подвижная игра «Два Мороза.
Выдающиеся шахматисты нашего времени.
Подвижные игры «Великаны и гномики»
Шахматные правила FIDE. Этика шахматной
борьбы.
Подвижная игра «Класс, смирно!»
Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
1
Дат
а по
пла
ну
04.09.2025
1
05.09.2025
1
1
1
1
1
1
1
11.09.2025
12.09.2025
18.09.2025
19.09.2025
25.09.2025
26.09.2025
02.10.2025
1
1
03.10.2025
09.10.2025
Дата
по
фак
ту
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Подвижная игра «Мяч - капитану».
Шахматная нотация.
Обозначение шахматных фигур и терминов.
Твоё здоровье – что это?
Шахматная нотация.
Подвижная игра «Мяч - капитану».
Шахматная нотация.
«Законы Страны Игр»
Шахматная нотация.
Подвижная игра «Прыгающие воробышки».
Шахматная нотация.
Можно ли самому «творить здоровье?».
Шахматная нотация.
Разучивание комплекса утренней гимнастики
«Проснись»
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила
фигур.
Разучивание комплекса утренней гимнастики
«Силачи».
Ценность шахматных фигур.
Тренировка ума и характера – это соблюдение
режима дня.
1
1
10.10.2025
16.10.2025
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17.10.2025
23.10.2025
24.10.2025
06.11.2025
07.11.2025
13.11.2025
14.11.2025
20.11.2025
21.11.2025
27.11.2025
28.11.2025
1
04.12.2025
1
05.12.2025
1
1
11.12.2025
12.12.2025
Ценность шахматных фигур.
Достижение материального перевеса.
Подвижная игра «Летает – не летает»
Ценность шахматных фигур.
Достижение материального перевеса.
Подвижная игра «Мы веселые ребята».
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Чистота и порядок.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Игра «У ребят порядок строгий».
Способы защиты. Игровая практика.
Игра «У медведя во бору».
Техника матования одинокого короля.
Личная гигиена. Разучивание комплекса
утренней
гимнастики без предметов.
Техника матования одинокого короля.
Игра «Пустое место».
Техника матования одинокого короля.
Игра «Медведи и пчелы».
Техника матования одинокого короля.
Гигиенические требования к подбору спортивной
одежды и обуви.
Достижение мата без жертвы материала.
Разучивание комплекса утренней гимнастики
«Мы спортсмены».
Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле. Цугцванг.
Здоровье и питание. Общеразвивающая игра
«Угадай, чей голосок».
Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле.
1
18.12.2025
1
1
19.12.2025
25.12.2025
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26.12.2025
15.01.2026
16.01.2026
22.01.2026
23.01.2026
29.01.2026
30.01.2026
05.02.2026
06.02.2026
1
1
1
1
1
1
12.02.2026
13.02.2026
19.02.2026
20.02.2026
26.02.2026
27.02.2026
1
1
05.03.2026
06.03.2026
1
12.03.2026
1
13.03.2026
1
19.03.2025
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Вода и питьевой режим.
Подвижные игры «Рыбаки и рыбки».
Достижение мата без жертвы материала.
Решение заданий на мат в два хода в
миттельшпиле.
Твои физические способности. Разучивание
комплекса «Веселый дождик».
Достижение мата без жертвы материала.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Игра
«Салки – Выше ножки».
Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Твой спортивный уголок.
Игры с лазанием и перелезанием.
Достижение мата без жертвы материала.
Когда и как возникли физическая культура и
спорт. Игры со скакалкой («Веревочка»,
«Солнышко»).
Шахматная партия. Турнир.
Твой организм. Разучивание комплекса ОРУ,
игры «Былые медведи».
Повторение материала. Игра.
Изучение основных частей тела.
Шахматный турнир.
Игры с обручем.
Игры на свежем воздухе.
Игры на свежем воздухе.
1
20.03.2025
1
26.03.2026
1
27.03.2026
1
1
02.04.2026
03.04.2026
1
1
09.04.2026
10.04.2026
1
1
16.04.2026
17.04.2026
1
1
23.04.2026
24.04.2026
1
1
1
1
1
1
30.04.2026
07.05.2026
14.05.2026
15.05.2026
21.05.2026
22.05.2026
4 класс
№
урок
а
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Тема занятия
Обучение правилам техники безопасности (ТБ)
во время занятий, соревнований, на спортивной
площадке и в спортивном зале. Повторение
пройденного материала.
Причины возникновения травм.
Игра «Карусель». Игры по выбору.
Линии на шахматной доске.
Повторение пройденного материала.
Подвижная игра «Горячий мяч».
Повторение пройденного материала.
Подвижная игра «Два Мороза.
Повторение пройденного материала.
Подвижные игры «Великаны и гномики»
Три стадии шахматной партии.
Подвижная игра «Класс, смирно!»
Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии.
Подвижная игра «Мяч - капитану».
Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в
игру ладей и ферзя.
Твоё здоровье – что это?
Игра «на мат» с первых ходов партии.
Детский мат. Защита.
Подвижная игра «Мяч - капитану».
Колво
час
Дата по
плану
1
03.09.2025
1
04.09.2025
1
10.09.2025
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11.09.2025
17.09.2025
18.09.2025
24.09.2025
25.09.2025
01.10.2025
02.10.2025
08.10.2025
09.10.2025
15.10.2025
1
1
16.10.2025
22.10.2025
1
23.10.2025
Дата по
фак
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в
дебюте. Защита.
«Законы Страны Игр»
Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка»
Подвижная игра «Прыгающие воробышки».
Принципы игры в дебюте. Принцип
быстрейшего
развития фигур. Темпы. Гамбиты.
Можно ли самому «творить здоровье?».
Основы дебюта. Наказания за несоблюдение
принципа быстрейшего развития фигур.
Разучивание комплекса утренней гимнастики
«Проснись»
Основы дебюта. Борьба за центр.
Разучивание комплекса утренней гимнастики
«Силачи».
Принципы игры в дебюте. Рокировка.
Правила рокировки.
Тренировка ума и характера – это соблюдение
режима дня.
1
05.11.2025
1
1
1
1
06.11.2025
12.11.2025
13.11.2025
19.11.2025
1
1
20.11.2025
26.11.2025
1
27.11.2025
1
1
03.12.2025
04.12.2025
1
10.12.2025
1
11.12.2025
Принципы игры в дебюте.
Гармоничное пешечное расположение.
Подвижная игра «Летает – не летает»
Основы дебюта. Связка в дебюте.
Подвижная игра «Мы веселые ребята».
Основы дебюта. Классификация дебютов.
Чистота и порядок.
Как изучать дебюты.
Игра «У ребят порядок строгий».
Основы миттельшпиля. Самые общие
рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.
Игра «У медведя во бору».
Основы миттельшпиля. Понятие о тактике.
Связка в миттельшпиле.
Личная гигиена. Разучивание комплекса
утренней
гимнастики без предметов.
Основы миттельшпиля. Двойной удар.
Игра «Пустое место».
Основы миттельшпиля. Открытое
нападение.
Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.
Игра «Медведи и пчелы».
Основы миттельшпиля.
Гигиенические требования к подбору спортивной
одежды и обуви.
Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь
против ферзя. Ферзь против ладьи (простые
случаи).
Разучивание комплекса утренней гимнастики
«Мы спортсмены».
Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь
против коня. Ладья против слона (простые
случаи). Ладья против коня (простые случаи).
Здоровье и питание. Общеразвивающая игра
«Угадай, чей голосок».
1
17.12.2025
1
1
1
1
1
1
1
1
18.12.2025
24.12.2025
25.12.2025
14.01.2026
15.01.2026
21.01.2026
22.01.2026
28.01.2026
1
1
29.01.2026
04.02.2026
1
05.02.2026
1
1
1
11.02.2026
12.02.2026
18.02.2026
1
1
1
19.02.2026
25.02.2026
26.02.2026
1
04.03.2026
1
05.03.2026
1
11.03.2026
1
12.03.2026
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Основы эндшпиля. Матование двумя слонами
(простые случаи). Матование слоном и конем
(простые случаи).
Вода и питьевой режим.
Подвижные игры «Рыбаки и рыбки».
Основы эндшпиля. Пешка против короля.
Когда пешка проходит в ферзи без помощи
своего короля. Правило «квадрата».
Твои физические способности. Разучивание
комплекса «Веселый дождик».
Основы эндшпиля. Пешка против короля.
Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали.
Король помогает своей пешке
Здоровый образ жизни и его составляющие. Игра
«Салки – Выше ножки».
Основы эндшпиля.
Твой спортивный уголок.
Игры с лазанием и перелезанием.
Удивительные ничейные положения.
Когда и как возникли физическая культура и
спорт. Игры со скакалкой («Веревочка»,
«Солнышко»).
Общие рекомендации о том, как играть в
эндшпиле.
Твой организм. Разучивание комплекса ОРУ,
игры «Былые медведи».
Шахматная партия.
Изучение основных частей тела. Игры с обручем.
Шахматный турнир.
Игры на свежем воздухе.
Игры на свежем воздухе.
Игры на свежем воздухе.
1
18.03.2026
1
19.03.2026
1
25.03.2026
1
26.03.2026
1
08.04.2026
1
09.04.2026
1
1
15.04.2026
16.04.2026
1
1
22.04.2026
23.04.2026
1
29.04.2026
1
30.04.2026
1
1
1
1
1
1
06.05.2026
07.05.2026
13.05.2026
14.05.2026
20.05.2026
21.05.2026
5. Учебно – методический комплекс:
1.
Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
/Е. А. Прудникова, Е. А. Волкова. –М.: , Просвещение2017 г,
2.
Шахматы в школе. Второй год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
/Е. А. Прудникова, Е. А. Волкова. –М.: , Просвещение2017 г.
3.
Шахматы в школе. Третий год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
/Е. А. Прудникова, Е. А. Волкова. –М.: , Просвещение 2017 г.
4.
Шахматы в школе. Четвертый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций. /Е. А. Прудникова, Е. А. Волкова. –М.: , Просвещение 2017 г.
5. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь / Е. А. Прудникова, Е. А. Волкова. –М.: , Просвещение 2017 г.
6.
Шахматы в школе. Методические рекомендации / Е. А. Прудникова, Е. А. Волкова.
–М.: , Просвещение 2017 г.
7.
Физическая культура. 1-11 классы: Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. /
Авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И. Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2008.
8.
Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. / Авт.-сост. С.Л. Садыкова, Е.И.
Лебедева. - Волгоград: Учитель, 2008.
9.
Подвижные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми
младшего школьного возраста. С.С. Пичугин. Начальная школа плюс до и после: журн. – 2006.№1.;
10.
Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической
культуры, - М: СпортАкадемПресс, 2002.
11. Подвижные игры В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. – М.: Просвещение,1997.
Электронные материалы:
1.
Шахматы в школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учеб. пособия для
общеобразоват. организаций/Е. А. Прудникова, Е. А. Волкова. – М.: Просвещение, 2017
2.
Сухин И. Г. Программа курса «Шахматы –школе»: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – Обнинск:Духовное возрождение, 2013
3.
Разработки международного мастера по шахматам С. Позина (рабочая тетрадь,
компьютерные программы)
6. Оборудование:
1) Мячи резиновые, волейбольные, футбольные, баскетбольные.
2) Мяч набивной (1кг, 2кг, 3кг)
3) Скакалки.
4) Гимнастические скамейки.
5) Гимнастические палки.
6) Гимнастические маты.
7) Шведская стенка.
8) Секундомер.
9) Свисток.
10) Обручи.
11) Шахматы настольные.
12) Компьютер, интерактивная доска.
13) Магнитная демонстрационная доска и комплект магнитных шахмат.